Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 114 детерминанты данного процесса только в последние, годы общественного развития. Педагогическая сторона вопроса формирования ценностных представлений об окружающем мире недостаточно полно изучен и не имеет однозначного решения в зарубежной и отечественной науке, особенно в отношении дошкольников. Изучение научных работ позволило определить несколько направлений в разработке проблемы: Ŕ определение социокультурных оснований педагогической деятельности (Беляева Л.А., Протанская Е.С., Шмулевская М.В. и др.); Ŕ изучение места ценностей в структуре личности (Платонов К.К., Столин В.В., Василюк В.Е., Выготский Л.С., Залесский Г.Е., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Кон И.С., Божович Л.И., Непомнящая Н.И. и др.); Ŕ условия становления ценностного отношения личности к миру, механизмы данного процесса (Бердяев А.А., Симонов П.В., Мясищев В.П., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Иванчук Н.В., Брожик А., Казакина М.Г., Кирьякова А.В., Щукина Г.И., Елизаров С.Г., Савкииа Г.П. и др.); Ŕ нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста, (Божович Л.И., Буре Р.С, Маркова Т.А., Нечаева В.Г., Якобсон С.Г., Козлова С.Л., Антонова Т.В., Репина Т.Л., и др.); Ŕ условия формирования образа мира у дошкольников (Виноградова A.M., Субботский Е.В., Купецкова Е.Ф., Виноградова Н.Ф.); Ŕ формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников (Безрукова Л.В.) Ŕ приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика (Ежкова Н.С.). Формирование лично значимых ценностей можно представить как процесс интериоризации, т.е. присвоения личностью общественных ценностей. Д. Леонтьев выделил три формы, в которых существуют ценности и которые взаимопереходят друг в друга: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), подталкивающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Если эту схему взаимопереходов упростить, то она будет выглядеть следующим образом: «общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали». Анализ проблемы образования определил, что на сегодняшний день в ней выделяется множество направлений для переосмысления ценностей. Однако о сновная проблема заключается в том, что исследователи ценностных представлений ( Кунявский М.Б., Моин В.Б., Попова И.М.), раскрывают опытно-экспериментальный материал с ориентацией на школьный возраст, аргументируя тем, что ценностное принятие основано на механизме

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=