Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 112 практически во всех общественных феноменах, заслуживающих изучения. Данный исследователь выделяет две группы ценностей: терминальные и инструментальные Терминальные ценности определяются им как убеждения в том, что любая конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, порядочность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. В 80-е годы Шварц С. и Билски В. попытались создать более подробную и обоснованную, чем у Рокича, классификацию ценностей и разработали свою диагностическую методику. В СССР практически одновременно с выходом в свет основных научных публикаций Рокича по вопросам ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована Гоштаутасом А., Семеновым А.А. и Ядовым В.А. Однако эти исследования не были нацелены на изучение ценностных представлений детей дошкольного возраста. Выявляясь в разных формах (цели, установки, оценки, нормативные представления, императивы, запреты и др.), ценностные ориентации являются ориентиром деятельности человека и позволяет ему оценить окружающий мир в плане «добро-зло», «правда-ложь», «красотаŔбезобразие», «допустимо- запретно», «справедливо-несправедливо». Воспринимая от окружающих людей взгляд на что-либо как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении, человек способен тем самым закладывать в себе основы потребностей, которые раньше у него отсутствовали. Ценности не всегда осознаются человеком, при этом их регулярное влияние не исчезает. Сам человек может вообще не осознавать, прявляет ли он ценностное отношение к данному моменту, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не исчезнет. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что ценности представляют собой начальные представления о том, что всякая идея, цель, форма поведения является индивидуально или общественно предпочтительнее другой идеи, цели, формы поведения и т.д. Ценность несет в себе нравственное представление человека о том, что является настоящим, положительным или желательным, они Ŕ осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным. Ценности человека обычно формируются в раннем возрасте. Их источник Ŕ это, как правило, те люди, которые непосредственно находятся с ребенком, окружают его. Первоначальные представления о том, что хорошо, а что нет обычно складываются под влиянием действий и мнений родных и близких, и основа ценностных представлений, обычно, закладывается внутри семьи. Малыши тщательно наблюдают за своими родителями и следят за их действиями в различных жизненных ситуациях. Смотря на реакции родителей в обычные и неожиданные моменты, в минуты беспокойства и покоя, анализируя их поступки и слова, дети начинают практически всему подражать. Благодаря семье они понимают различия между хорошим и плохим, добром и злом, они

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=