Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 111 УДК 159.92 Н.С. Ежкова (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Тел.:(4872) 35-56-68, e-mail: egkovanc@mail.ru Э.А. Добриян (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) Тел.:(4872) 35-22-89, e-mail: almostbrunette@mail.ru ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АКСИОЛОГИЧЕСИЙ АСПЕКТ В статье рассматривается проблема формирования ценностных представлений у дошкольников как одно из направлений аксиологического подхода. Раскрываются педагогические возможности разрешения противоречия между необходимостью приобщения детей к ценностям и фрагментарно используемым методическим инструментарием процесса формирования ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста, описываются возможности ценностного принятия информации для сохранения психического здоровья дошкольников. Ключевые слова: представления, ценность, ценностные представления. Одной из важных задач, стоящих перед современным обществом и образованием, является приобщение будущего поколения к общественно значимым ценностям. Исследователи (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Матюшкин А.Н., В.Б. Ольшанский В.Б. и мн. др.) утверждают, что действия человека определяются выбором конкретных ценностей, ориентацией на них. В связи с этим в науке и практике уделяют внимание проблеме формирования ценностных представлений, так как именно они указывают на важность всего человеческого опыта, помогают разрешить многие важных жизненные вопросы. Система ценностных представлений является важной характеристикой человека, определяет содержание личности и составляет основу ее мировоззрения. Одним из важных направлений в исследовании ценностных представлений считается исследование, которое проводилось в конце 60-х - 70- х годов в США Рокичем, а также в других странах на основе выделенного им метода ранжирования ценностей. Ценность Рокич характеризует как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". Общечеловеческие ценности определяются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, которые являются достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди имеют одни и те же ценности, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в систему; 4) начало человеческих ценностей можно проследить в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей имеется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=