Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 108 управленческого сознания, носителем которой является человек. Дадим определение категории «управленческое сознание». Управленческое сознание Ŕ отображение в сознании обобщающих знаний о процессах, принципах, средствах и методах регулирующего воздействия на объект и его системно-структурные элементы, с целью формирования управленческих отношений (материализованные знания, нормы, образцы поведения). Данное определение является сущностным, но не содержательным. Поэтому к признакам управленческого сознания относят не только знания, чувства, настроения, управленческие отношения, но и управленческую деятельность, которая в процессе социализации позволяет превращать ценности и знания общества в устойчивые черты личности, способной к управлению. Из всего вышесказанного сделаем следующие выводы: 1. В древнегреческой философии были заложены традиции, согласно которой человек рассматривался как основная проблема. Особое внимание проблема человека отведена в работах Сократа, где в своем творчестве философ непосредственно обращается к человеку, его внутреннему миру и жизненному пути. 2. В эпоху Средневековья следует отметить творчество Ф.Аквинского, который утверждал, что человек Ŕ высшее в ряду телесных созданий, которое характеризуется наличием сознания, свободной волей. Источником человеческой свободы является разум. 3. В эпоху Нового времени, представителем которого является Т. Гоббс, показано непосредственное влияние общества на человека. В своей социально-политической теории Т. Гоббс проанализировал условия существования мирного и безопасного общества, представив оригинальную концепцию государства, в котором эти условия могли бы быть соблюдены. 4. В эпоху Просвещения творчество мыслителей было пронизано гуманистическим пафосом защиты свободы, и достоинства человека. Например, Гельвеций К.А. представлял человека Ŕ природное существо, которое наделено чувствами, сознанием и является основой общества. 5. Антропологическая концепция марксизма утверждает, что только наличие сознания и способность к труду способствует преобразованию объектов природы в целях удовлетворения потребностей, и является определяющей характеристикой человека. 6. Для углубления знаний о человеке, его сущности и его месте в обществе были выделены различные школы: социологическая, психологическая, философская. Каждая из этих школ дала свое понимание сознанию. Литература 1. Американская социологическая мысль / сост. Е.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 495 с. 2. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М.: Мысль, 1964.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=