Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 107 инстинктов, как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов. Однако во всех разнообразных трактовках архетипа у К. Юнга есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя осмыслить и выразить в языке [1]. К. Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символические толкования и субъективное восприятие своих архетипических структур. Представитель франкфуртской школы неомарксисткой ориентации Э. Фромм в центр своего внимания поставил противоречивость человеческого существования, взятого не в качестве субъективно-личностной деятельности, а как онтологический факт. Э. Фромм различает следующие дихотомии: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный типы характера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида [1]. Отвергнув биологизм З. Фрейда, Э. Фромм пересматривает символику бессознательного, вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотноситься с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики активизации индивида посредством методов гуманистического управления. Следует также выделить русских мыслителей Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, И.А. Ильина, Л.Н. Новгородцева и т.д. Так, Н.А. Бердяев положил в основу своей концепции творчество и свободу, идею решающей роли человека, понимаемого им в русле религиозной антропологии. Именно с позиции этой идеи Н.А. Бердяев анализировал сложные процессы истории России, ее социальных отношений, государственности [3]. Н.Я. Данилевский выдвинул и обосновал теорию структуры и динамики культурно-исторических типов, сформулировал основные закономерности или законы возникновения роста и заката цивилизаций. И.А. Ильин показал специфику понятия «русской идеи», проанализировал основные типажи «тоталитарного человека» на основе методологии национального менталитета. Для С.Н. Булгакова проблема человека имела методологически решающее значение в разработке проблем христианской социологии. Таким образом, гуманитарная парадигма XX в. детально анализируя общество, использовала новый инструментарий и внесла существенный вклад в общий процесс организационного осмысления человек-культура-организация- общество. Безусловно, философские теории повлияли на становление управленческого сознания, т.к. в основе теории встает проблема человека и его роли в обществе. Необходимость комплексного анализа теоретико- методологических основ управленческого сознания связана с проблемой эффективности управленческих решений. В этом вопросе велика роль

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=