Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 106 культурных достижений, как в материальной, так и духовной области позволяет ему подойти к проблеме исторической преемственности, поставить вопрос о единстве закономерностей мирового культурно-исторического развития, а также обнаружить тенденцию к прогрессивному развитию в науке, так и в других областях культуры. Исследуя роль личности в культурно-историческом процессе, П.А. Сорокин выделяет сознательный социокультурный аспект поведения личности и выдвигает тезис о социокультурной обусловленности менталитета и поведения индивида. П.А. Сорокин видит главную историческую миссию человечества в безграничном созидании и совершенствовании истины, Добра и Красоты в самой природе человека: «Каждое важное достижение на пути к выполнению этой великой миссии Ŕ это подлинный прогресс человека и человечества» [5, с. 222]. Этот вывод является одним из принципиальных тезисов, где цивилизация, лишенная гуманизма, уводит культуру в сторону от путей прогресса. Так, чикагская школа в лице ее лидера Д. Мида, рассматривает личность как функцию, производную от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание рассматривается как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучается смотреть на себя глазами других людей. Тем самым личность трактуется как объективное, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Близкие подходы наблюдаются у представителя школы символического интеракционизма. Автором ролевой концепции личности является Я.Л. Морено . Согласно Морено Я.Л., личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет человек в обществе. Значительное место в диалектике «человек-общество» занимает психологическое направление. Один из лидеров психологического направления З.Фрейд , характеризуя человека, выделил в нем три слоя: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» Ŕ это врожденное, бессознательное. «Я» Ŕ сознательный, различный элемент в человеке, «Сверх-Я» Ŕ это система моральных норм, запретов, ценностей и т.д. [6, с. 112]. Принципиальный шаг, сделанный З. Фрейдом в познании человека, заключается в раскрытии роли бессознательного в человеческой жизни. Никто до З. Фрейда с такой глубиной не описал все богатство и сферы подсознательного, никто не выявил огромного воздействия этого подсознательного на жизнь человека и общества. Под этим углом зрения З.Фрейд проанализировал сущность культуры, многих социальных процессов в обществе, социальных связей, людей, механизмов общественного управления. К. Юнг в определенной мере переосмыслил фрейдовскую концепцию бессознательного. По его мнению, бессознательное включает не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но и коллективное, безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Образы этого коллективного бессознательного, К.Юнг назвал архетипами, которые понимались им как психический коррелят

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=