Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 105 3. аффективное Ŕ определяется непосредственно чувством, эмоциями. 4. традиционное Ŕ побуждается усвоенной привычкой, традицией. Т. Парсонс в свою очередь понимал социальное действие как фундаментальное начало. Человеческое действие включает, по мнению Т. Парсонса, следующее: 1.символические механизмы регуляции Ŕ язык, ценности. 2.нормативную зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм. 3.волюнтаристичность, т.е. известную иррациональность, определяемую степенью независимости от условий среды и зависимостью от субъективных определений ситуации. Субъект действия обладает структурой «потребностных диспозиций» или мотивационной структурой, включающей в себя когнитивную и оценочную ситуации. Теории социального действия позволили значительно углубить, конкретизировать понимание механизмов человеческого поведения в обществе. Исследование различных аспектов социальных отношений в обществе явилось базой для разработки проблем взаимоотношений человека и социальности, человека и культуры, социальной мобильности, социальной стратификации и т.д. П. Сорокин разработал интегральный метод, примененный при построении общей системы социологических, философских и культурологических взглядов и включающий в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы. На основе своей интеграции (теории), главным принципом которой является разграничение между различными социкультурными системами, П.Сорокин приходит к выводу о том, что совокупная культура общества не является единым интегрированным целым, а представляет собой конгломерат огромного множества различных культурных систем и скоплений. Критерием разделения суперсистем П.А. Сорокин считает анализ их духовного содержания, т.е. взгляд людей на характер истинной реальности, а также степень и способы удовлетворения потребностей. Исходя из теории интеграции культуры, П.А. Сорокин выбирает культурный фактор как более важный и определяющий, и утверждает доминирующую роль культуры в развитии человечества по сравнению с двумя другими компонентами социокультурного мира Ŕ социальной структурой и личностью. В классификации социальных систем и групп смешиваются объективно возникающие и объективно существующие социальные общности (семья, территориальная община, языковая группа) с социальными институтами, сознательно создаваемыми людьми (государство, церковь). Более того, черты последних переносят на первые, и на этом основании утверждается тезис о наличии некоторого культурного базиса для всех социальных явлений. Социальная и культурная динамика построена у П.А. Сорокина в конечном итоге на принципе повторения фаз Ŕ в истории новой культуры происходит чередование идейной, чувственной и идеалистической суперсистем. Однако признание П.А. Сорокиным аккумулятивного характера

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=