Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 103 Подчеркивая решающее значение социальной и культурной сфер для бытия человека, его жизнедеятельности, философия марксизма определяет место и значение природных сил в человеческом существовании. Внечеловеческая природа и природно-биологическая организация отдельной человеческой особи утверждается в качестве постоянных и необходимых компонентов истории. Законы природы оказывают существенное влияние на содержание и характер социальной и культурной жизни человека. Признавая существенное значение природных предпосылок и оснований для человеческого существования, философия К.Маркса вместе с тем раскрывает специфический характер социокультурной действительности, несводимость законов и принципов его существования к законам природного бытия. К. Маркс выдвигает принцип монистического понимания мира, принцип его материалистического и исторического единства, согласно которому единство природного и социального, несмотря на все материальные предпосылки, реализуется лишь в процессе исторической, предметно- деятельностной активности человека. Это единство не просто задано материальной природой, оно есть результат социокультурного развития людей, и только в истории общественной жизни оно реализует себя в подлинном своем существе. Только в обществе через «вторую природу», через культуру, воспроизводится единство мира природного и человеческого, и только в ней природа становится основой человеческого и исторического бытия. К. Маркс рассматривает и трактует человека и общество в их органической взаимосвязанности и взаимообусловленности. Человек Ŕ творец социокультурных форм бытия и сам является их творением. Но как он сам, так и объективные формы социальной и культурной жизни обладают собственными структурами, закономерностями и механизмами самостоятельного автономного существования. Таким образом, марксистская философия явилась важным импульсом исследования проблем человека, диалектики систем «человек-общество». Они акцентировали внимание на социальной сущности человека, расширили панораму изучения его общественных связей. Наряду с появлением философских концепций непосредственно посвященных конструированию и развитию антропологических принципов, общее движение философии XIX в. позволило весьма существенно углубить знание о человеке, его сущности, месте и предназначении в мире. В этом отношении можно выделить два направления, значение которых становится особенно очевидным в свете развития антропологии в XX в. Первое из этих направлений связано с углубленным исследованием духовности человека и воплощено в творчестве В. Дильтея, Ф. Ницше, С. Кьеркегора. С. Кьеркегор разрабатывал субъективную диалектику, «экзистенциальную диалектику» человеческого бытия. В.Дильтей разрабатывал философию жизни как способ бытия человека, как культурно-историческую реальность. Человек, по В. Дильтею, сам есть история, которая только и раскрывает, что он и есть такое. С именем В. Дильтея связано начало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=