Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 102 В человеке в то же время есть силы Ŕ страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум, позволяющий ему преодолеть это состояние и выжить. Т. Гоббс сформулировал основные законы. Первый закон Ŕ необходимо стремиться к миру, второй Ŕ каждому отказываться от своих прав в той мере, в какой этого требует сохранение мира, передавать эти права другим; третий Ŕ люди обязаны выполнять заключенные соглашения, тут начало справедливости. Есть и другие естественные законы. Чтобы естественные законы действовали, нужно не только право Ŕ свобода что-то делать или не делать, но и закон Ŕ сила, предписывающая действие или его запрещающая. Таким образом, по Гоббсу, «общность людей внутренне противоречива, она Ŕ необходимый продукт преодоления внутреннего раздора силами единения, свойственное людям» [2, с. 347]. В эпоху Нового Времени уместно обратиться к творчеству русского философа Н.Г. Чернышевского и его основному философскому сочинению «Антропологический принцип в философии». Последовательно реализуя этот принцип, Н.Г. Чернышевский считал, что «основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни, должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях и деятельности и ее потребностях». Важно то, что для Н.Г.Чернышевского методологической основой, позволяющей последовательно выдвинуть человека в центр философского исследования явился материализм. Определенное влияние на философско- социологическую парадигму XIX Ŕ XX вв. оказала философия и социология К. Маркса . В трактовке основных законов бытия и познания, в понимании самих объективных оснований человеческого существования марксизм последовательно исходит из принципа активного, предметно-деятельного, критического и творческого отношения человека к миру, к природной и социальной действительности. Этот принцип пронизывает все разделы и основные положения марксисткой социологии и философии и предопределяет решение таких ее проблем, как проблема взаимоотношений объективного и субъективного начал, природы, общества и человека, его места и роли в историческом развитии и социокультурном процессе, проблемы сущности человека и его конкретно- исторического существования. Теоретическое обоснование этот принцип получает в понимании практики как предметной активности общественного человека, направленной на освоение природных и социальных сил, на реализацию единств теоретической и практической деятельности как основы и высшей цели познания. В философии и социологии марксизма человек освобождается из-под власти различных потусторонних, абсолютных, идеальных и материальных сил и сущностей, предопределяющих его природу и назначение. В них раскрывается специфика социокультурного бытия, показывается, что законы и принципы человеческого существования не могут и не должны сводиться к иным объективным докультурным и внеисторическим реальностям, в каких бы отношениях с ними человек не находился.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=