Гуманитарные Ведомости Выпуск 1(13). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (13), март 2015 г. 100 УДК 167.7:101.8 К.С. Арутюнян (Рязанский государственный радиотехнический университет) Тел.:8-910-503-36-84, E-mail: carin@mail.ryazan.ru ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В данной статье речь пойдет о становлении управленческого сознания в социокультурной динамике, а именно рассматриваются научные теории, связанные с происхождением человека. Ключевые слова: монистическое понимание мира, экзистенциальная диалектика, метод герменевтики, интегральный метод. В древнегреческой философии, несмотря на аморфность методологических установок, стали оформляться подходы к выделению человека в качестве социально-философской проблематики. Одним из родоначальников философии человека можно считать Сократа. В своем творчестве Сократ непосредственно обращается к человеку, его внутренней жизни, его призванию и жизненному пути. Учение о человеческой душе занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает главной целью философии. О том, как продвинулась древнегреческая философия в постижении места и роли человека, свидетельствует афоризм Протагора , предпосланный им в работе «Об истине». Протагор считал, что «человек есть мера всех вещей: для реальных Ŕ их реальность, для нереальных Ŕ их нереальность». Обычно этот тезис интерпретируют в контексте теории познания как признание активности человека в его гносеологическом отношении к миру. Важный шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. Этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающийся изучением практической деятельности и поведения человека наряду с дальнейшим углублением философско-этических представлений о человеке, его духовности, нравственности. Аристотель исследует связь человека и политики: «Человек есть от природы политическое животное». В аристотелевском учении о человеке как бы синтезированы две тенденции в изучении человека: религиозно-этическая и космологически- натуралистическая. Христианский теолог Августин Блаженный в трактате «О граде Божьем», созданном под впечатлением взятия Рима, усматривал два противоположных вида организации человеческих общностей: «Град земной Ŕ государственная организация, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и «Град Божий» Ŕ организация, основанная на духовной общности, любви к Богу, доведенной до презрения к себе» [4, с. 256]. Августин доказывал, что становление личности противоречиво Ŕ в ней сочетаются темные бездны души и божественная благодать, которая выводит личность из греховной инерции и тем спасает ее. По мнению Августина, всякое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=