Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 83 Образование и педагогические науки УДК 37.037 А . В . Прохоров ( РГУ имени С . А . Есенина ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail: phileo@tspu.tula.ru ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОРАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В статье излагаются сведения о концептуальном педагогическом взгляде на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося с учётом постнеклассических изменений педагогической науки и практики . Новая методологическая ориентация позволяет проводить более реалистичное исследование и делать актуальные выводы . Ключевые слова : постнеклассическая методология , педагогическое моделирование , человек , саморазвитие человека , саморазвитие жизненного комплекса человека . Одним из направлений содействия саморазвитию потенциала здоровья обучающегося является субъектно - ориентированное расширение сознания участников педагогического процесса . Оно может быть той педагогической деятельностью по субъектному переформатированию , к которому , по сути , стремился В . А . Сластёнин ( Ю . П . Истратов ). Такой подход имеет ряд педагогических , философских , естественно - научных и психологических составляющих . В частности , мы обращаем внимание на современную интерпретацию идейного посыла рекомендации К . Д . Ушинского о всеохватном познании человека . В ней содержится призыв к философствованию , осмыслению и обобщению , концептуализации полинаучных антропологических знаний . Что особенно актуально при переходе педагогики на новый , постнеклассический уровень своего развития ( В . И . Андреев ). Но здесь возможно иметь , по крайней мере , два варианта антропологического воззрения . Первый вариант содержит развивающийся традиционный взгляд . В нём человек является открытой сложной саморазвивающейся и саморегулируемой системой организма и личности , находящейся в тесном взаимодействующем положении с другими аналогичными системами окружающего мира . Второй вариант антропологического видения основан на педагогическом метапредметном взгляде . В этом случае педагогическое представление о человеке и его саморазвитии трансформируется в конструкты целостного жизненного комплекса человека ( индивида , личности , субъекта отношений , поведения , деятельности , их внутренних и внешних результатов , складывающихся в процессе онтогенеза человека ) и комплексного саморазвития ( внутреннего , физического , психического , психологического , и внешнего , в природной и социальной средах ). Такая динамика формата педагогического представления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=