Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 7 обозначая содержание правовой регуляции . Это происходит потому , что правовые отношения являются частью социальных , содержательно определяют правовые регуляции . Формальное равенство , выступая основным принципом правового регулирования « сочетает в себе содержательность , всеобщность и операциональность », что позволяет « выявить специфику права как социального регулятора , его принципиальное своеобразие ». Идеи либертарно - правовой теории наиболее адекватны . Право и другие виды социальных норм ( моральные , нравственные , современным культурным вызовам , она « оказалась наиболее эффективной и сегодня она проникает во все культуры , укрепляется и постепенно вытесняет ( по крайней мере , из сферы хозяйствования ) иные социальные нормы », что связано с « прогрессирующим процессом освобождения людей от различных форм личной зависимости , угнетения и подавления », поэтому « все большее число людей ( представители все новых слоев и классов общества ) признаются формально равными субъектами права » [6] ( корпоративные , эстетические , религиозные и др .) представляют собой те основные формы и средства , с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей . Так , отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо . Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора . Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов , как их божественное происхождение ( их данность непосредственно богом или пророками , служителями культа и т . д .), религиозные средства их защиты ( посредством сверхъестественных наград и наказаний , религиозно - церковных кар и т . п .). Важную роль в процессе данного вида социальной регуляции играет такая этическая категория как « справедливость ». Сущность права состоит в его направленности на достижение справедливости , устранению противоречий между людьми , обеспечении порядка . Несмотря на это , в различных школах правовой мысли , право и справедливость соотносятся разным образом . С точки зрения естественно - правового подхода право должно соответствовать критерию справедливости , позитивисты же придерживаются иной точки зрения . В российской правовой системе под правом понимается система общеобязательных норм , устанавливаемых и санкционируемых государством , а под законом – основную форму выражения и закрепления права . Указанный подход к пониманию « права » отражает взгляды сторонников юридического позитивизма , в соответствии с идеями которых отнесение нормы к категории правовой связано не с ее содержанием , а зависит от организации ее установившей . Известный позитивист Ганс Кельзен по поводу соотношения права и справедливости говорил следующее : « То , что справедливость не может быть признаком , отличающим право от других принудительных порядков , следует из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=