Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 6 правовой теории основана на идеалах и постулатах « Всеобщей Декларации прав человека » − свободы , определяется формальным равенством и справедливостью . Закон не является основной категорией права , а лишь следствием правовых отношений между государством и правом . Идея свободы , являясь основополагающей в правоотношениях , определяет их содержание , смысл которого представлен как соотношение между мерой свободы и уважением притязаний на свободу других , устанавливая равновесие отношений субъектов права к свободе . « Право как мера свободы и есть единство притязания ( на свободу ) и обязанности ( не выходить за ее пределы ), т . е . уважать свободу других лиц . Мера свободы ( а значит и свобода вообще ) может быть реализована именно и только как императивно - атрибутивное взаимодействие субъектов , единство притязания и долженствования » [3]. В то же самое время свобода коррелируется с законом : « Понятие « свобода » диаметрально противоположно понятиям « произвол », « своеволие », « насилие » … В условиях государственно - организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право , имеющее законную силу » [4, с . 42]. Правовая норма объективируется через правосознание , правоустановление . Правовые отношения определяются мерой и обусловлены равновесием отношений субъектов к свободе , в правовой норме отражено « их централизованное ( государственное ) установление и поддержка , в том числе в случае необходимости посредством прямого насилия как « синтез личного и общественного начал … в границах правового подхода » [5, с . 6]. Правовые отношения основываются на авторитете государства , институционально закреплены в лоне государственных установлений , поэтому « должны обеспечиваться государством , которое и учреждается для защиты свободы членов политического сообщества », что отрицает точку зрения юридического позитивизма о том , что государство санкционирует превращение « любой социальной нормы в общеобязательную ( правовую )», что способствует « применению права ( принципом правотворчества и правоприменения )» [6]. Закон в свете либертарно - правовой теории представляет собой нормативный акт , « созданный особым органом посредством особых процедур ». Мораль соотносится с правом , однако мораль не имеет определяющего значения для права : « право по своей природе должно быть моральным , а неморальный социальный порядок не есть право , предполагает существование абсолютной , т . е . всегда и повсюду действительной морали » [6]. Мораль основывается в данной теории на принципах теории солидаризма . 2 В то же самое время правовые отношения , присутствуя в социокультурном поле , проецируются на культуру , общественную жизнь , 2 В первой половине XX века широкое распространение получило политико - правовое учение солидаризма , главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) Общество делится на классы , каждый класс выполняет свою миссию , свой долг , свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества . Эти социальные связи основаны на разделении труда . Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем , без революций . Факт общественной солидарности , говорил Л . Дюги , осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости : " не делать ничего , что нарушает социальную справедливость , и делать все возможное для ее реализации и увеличения ". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права . Общества складывается из связей , объединяющих людей на основе солидарности ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=