Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 58 ческое понимание располагается в промежутке между тем и другим » [1, с . 68]. Таким образом , В . Гумбольдт указывает на недоступность постижения области первоначального творения языка , лежащей по ту сторону бытия , за пределами нечто . Вместе с тем , поскольку Гумбольдт считает невозможным абсолютное постижение ничто , из которого рождается нечто , он анализирует доступную область нечто , обосновывая это неизбежной необходимостью исследования вопроса о происхождении языка . Не касаться его , по Гумбольдту , невозможно , « если мы хотим хотя бы в самых общих чертах обрисовать ход развития чело - веческого духа , поскольку образование языков ... есть факт , всего существенней определяющий собою духовное развитие человечества » [1, с . 66]. Таким образом , вопрос о происхождении языка сводится к решению проблемы соотношения его с мышлением и к опровержению понимания языка как продукта человеческой преднамеренности . Поэтому Гумбольдт пытается найти определение сущности человека , которая отличает его как носителя язы - ка от животного : « Поистине человек как род живых существ – поющее созда - ние , только сочетающее со звуками пения мысли » [1, с . 81]. Мысль Гумбольдта восходит к Аристотелю , который определял в своей работе « Политика » речевую способность как важнейшую антропологическую характеристику человеческого рода : « Один только человек из всех живых су - ществ одарен речью . Это свойство людей отличает их от остальных живых су - ществ : только человек способен к восприятию таких понятий , как добро и зло , справедливость и несправедливость и т . п .» [2, с . 379]. Отличие членораздельно - го звука от крика животных , по мнению Гумбольдта , заключается в том , что этот звук вынуждается силой духа , которой нет у животных , а от музыкального тона – в том , что этот последний не есть акт мысли , имеющий назначение ее выражать : « Человек порывом души заставляет свои органы издавать членораз - дельные звуки , образующие основу и сущность всякой речи . Это было под силу и животному , если бы оно смогло испытать такой же порыв » [1, с . 84]. Тем не менее жизнь языка не является и плодом обдуманного размыш - ления или преднамеренного плана : « Слово намерение применительно к языкам надо принимать с оговорками . <…> Оно выступает всегда лишь в виде какого - то изначально инстинктивного предощущения » [1, с . 132]. Так Гумбольдтом отвергается воззрение на язык как на инструмент , изобретенный людьми для практических целей , удовлетворения повседневных нужд , взаимопомощи . Это , по его мнению , « относится к самым ошибочным взглядам , какие только можно составить о языке . Человек не так уж беззащитен , и для организации взаимопо - мощи хватило бы нечленораздельных звуков » [1, с . 81]. Таким образом , божественность происхождения языка невольно остает - ся несколько в стороне , актуальными же представляются вопросы о явлениях душевной жизни , предшествующих языку , о законах его образования и разви - тия , о влиянии его на последующую душевную деятельность , то есть , как опре - делил А . А . Потебня , « вопрос о его ( языка ) происхождении становится вопро - сом чисто психологическим » [6, с . 38]. Итак , язык является в момент возникновения человеческого духа « путем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=