Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 56 Языкознание и литературоведение УДК 811.3 И . Е . Герасименко ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail :phileo@tspu.tula.ru ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В. ГУМБОЛЬДТА В статье рассматривается проблема происхождения языка в философской концепции В . Гумбольдта . Автор анализирует соотношение духа и языка в теории Гумбольдта , делает акцент на психологичности , указывает на некоторые противоречия , отмечает влияние Платона и Аристотеля на воззрения немецкого лингвиста . Ключевые слова : язык , происхождение языка , В . Гумбольдт , эмана - ция духа . Решение вопроса о происхождении языка с философской точки зрения обнаруживает антиномичность его природы . Соответствующая антиномия вы - глядит следующим образом : Тезис . Язык существует по установлению (« тэсей »), по договоренности между людьми . Язык условен , конвенциален . Антитезис . Язык существует по природе (« фюсей »). Он уходит своими корнями в само бытие , в сущность вещей , в « божественное творение - именование » мира [4, с .134]. Проблема происхождения языка , сформулированная Платоном в диалоге « Кратил » в качестве антиномии , продолжала волновать умы философов и бого - словов и в последующие века [5]. В христианском мире вопрос о начале языка решался в пользу антитезиса . Самая выдающаяся черта Творца – могущество божественного Слова , которое было орудием создания мира . Отблеск этого мо - гущества сохранился и в человеческом слове , ибо в нем выражалась природа живого творения . Но уже в XI веке в лоне католической церкви возникло мировоззрение , признававшее реальным только единичные вещи . «Universalia sunt nomina», – утверждал средневековый номинализм . Начиная с XVII века все более домини - рует теория установления . Уже Локк предполагал в творчестве языка силу , яв - ляющуюся плодом интеллектуальной культуры . Потребность в языке признава - лась вызванной нуждой , подкрепляемой размышлением . И . Гердер , непосредственный предшественник В . Гумбольдта , указал на внутреннее начало , на зиждительную силу духа , появляющуюся в слове . Гердер назвал эту силу мыслительной . Гумбольдт также считал дух источником языка : « Язык возникает из та - ких глубин человеческой природы , что в нем никогда нельзя видеть намеренное произведение , создание народов . Ему присуще очевидное для нас , хотя и не -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=