Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 5 Социальное общежитие , по мысли Шершеневича , является формой индивидуального существования . Поэтому в государственной теории одним из главных моментов целесообразного существования общества является рассмотрение социальной и юридической регуляции , определение специфики государственного регулирования . По его мнению , социальные и нравственные нормы всегда исходят из внешнего авторитета . Государство , по Шершеневичу , занимает важное место в обществе , являясь главнейшим регулятором отношений между личностью и обществом . Право декларирует закон , закрепляющий требования государства к личности . Государство не связано с правом , а стоит над правом , государственная власть есть сила , а не право . Этико - правовая концепция Н . М . Коркунова рассматривает соотношение нравственного и правового регулирования в рамках определения этической и правовой нормативности , которая основана на принципе разграничения интересов . Коркунов выделяет два основных вида социокультурных норм : технические и этические . Технические нормы проецируются на материальные цели , этические на общий интерес , которые обозначаются им как нравственные и юридические . Содержание нравственных норм связаны с идеями добра и зла и , в конечном счете , подчиняются общему принципу , который выступает как критерий оценки интересов . « Нравственные правила , по мнению Коркунова , - служат высшим руководящим началом всей нашей деятельности , мерилом всех наших поступков » [2, с . 35]. Право по своему назначению и целям выступает с позиций разграничения интересов , поскольку связано с разграничением столкновений частных лиц . Конфликт интересов как содержание права диктует безусловность преодоления конфликта и , соответственно , предопределяет такую форму регуляции , которая направлена на разграничение интересов каждого лица . Такой подход к пониманию права как разграничения интересов дает возможность Коркунову установить специфические особенности нравственной и правовой регуляции . Юридические нормы проявляются как отношение к другим , а не к самому себе , нравственные как отношение к самому себе в силу того , что оценка интересов имеет значение для отдельно взятого лица . Соблюдение юридических норм является обязательным только при условии наличия интереса другого лица . Напротив – обязательность нравственных норм с этим не связана : нравственное долженствование существует и в отсутствии интересов другого , как фактор внутреннего убеждения , а их разграничение в качестве соотношения прав и обязанностей . Современная либертарно - правовая теория , возникшая в 70- х гг . прошлого столетия в СССР ( В . Нерсесянц ) 1 основана на идее различения права и закона , что отличает ее от теорий юснатурализма ( естественное право ) и легизма ( юридический позитивизм ) [3]. Ценностная основа либертарно - 1 « Эта концепция названа " либертарной " ( от лат . libertas - свобода ). Право , согласно данной трактовке , включает в себя ( онтологически , гносеологически и аксиологически ) свободу ( свободу индивидов ); слово же " юридический " ( от лат . ius - право ) в названии концепции означает " правовой " ( а не " юриспруденческий "), т . е . не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки ) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания , с одной стороны , от юснатурализма ( от лат . ius naturale - естественное право ), с другой - от легизма ( от лат . lex - закон ) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=