Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 45 Максима Исповедника , Григория Богослова и т . д .; наиболее полно суть имяславия раскрывается в исихазме ( Григорий Палама ); также Лосев указывает на связь имяславия и иконоборческого спора ). В декалоге запрещается употребление Имени Бога напрасно , запрещается осквернять Имя Бога ; храм Соломона предстает также как дом Имени Божьего . В псалмах говорится о том , что имя « величественно , именем достигается искупление , имя всемогущественно , поклоняется ему вся земля , служение Богу это служение Его имени ». В Новом Завете вера в имя Бога есть завет гласящий : « А заповедь его та , чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа ». Здесь также возможно и не буквальное понимание Имени : « во имя » − можно трактовать , как и « ради Христа », где радеть – значит « со - действовать », действовать в соответствии с деятельностью Христа ; радеть это также и переживать , т . е . прожить то же , что и Христос . Значит , Имя есть также и тот же путь , которым шел Бог . Однако истинный смысл переживания и истинное пере - живание состоит не в преодолении , преодолении как избавлении от бремени , а в непрестанном длении со - участия ( про - живания ) в движении Бога . Бремя Бога это не бремя рождения в муках или бремя поиска хлеба насущного ; « Бремя мое − благо , а иго мое легко » ( Мф . 11, 30), это бремя и иго − любви . Имя , в этом смысле , есть также и след : блаженные духом унаследуют Царство Бога . В данном случае унаследовать это выступить в отношении к следу , где понятие следа подчеркивает процессуальность Имени ; т . е . унаследовать значит всегда идти путем Бога , который ( Бог ) есть также и сам путь , что еще раз указывает на энергийность имени , а не его ( имени ) субстанциональность . Как пишет Лосев : « Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего ». Понятие « откровения » здесь не случайно : оно ( откровение ) совпадает с древнегреческим понятием « алетейя » ( истина ), трактуемым как самораскрытие бытия . Руководствуясь вышеприведенным значением следа , пути , Имени и сопоставляя их с понятием « откровения » в значении самораскрытия истины бытия , можно заключить , что « искупительное странствие Христа » − это самораскрытие истинного бытия ( или истины бытия ) как « пути - следа » − следа оставляемого бытием на самом себе , как следа у - казывающего на становление бытия и следование бытия к самому себе , т . е . бытию как бытию ( взятому абсолютно , чистому бытию ), бытию как становлению , становлению как жизни . Также Лосев дает несколько значений Имени в православном богослужении и в Писании : 1. Имя как Идея , выражающая существо Божие . Имя Божие = слава Божия = жизнь вечная . Слава есть явление объективно - божественное ; Имя также есть явление объективно - божественное , но узнанное и формулируемое человеком и доступное к участию в нем человеческого существа . Имя как идея равно также и любви и познанию , т . к . с открытием Имени , открывается и любовь Бога . 2. Энергическое значение Имени – предполагающее его магическую силу ( защита , спасение , благословение ), а также силу , превосходящую любую магию . 3. Телеологическое значение Имени – предполагает рассмотрение его в качестве пути ( маяка ), имманентного света , но , также и в качестве самостоятельной ( конечной ) цели , т . к . это Имя , в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=