Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 44 имяславской « ереси » состоялось заседание Св . Синода . На заседании Константинопольская церковь официально признала это учение еретическим и , в частности , учения , изложенные в книгах о . Иллариона и Антония Булатовича . В середине июня на Афон высадились солдаты и офицеры , прибыв туда на военном транспортном корабле , была произведена перепись имяславцев и имяборцев . Уже в середине июля монахов ( имяславцев ) доставили в Одессу . Находившимся в среде имяславцев священникам было запрещено служение в церкви , а простым монахам запретили селиться в монастырях и проповедовать свою « ересь ». Конечно же , этим дело не кончилось : оставшиеся верными идеям имяславия , монахи организовали скиты на горах Кавказа , которые просуществовали там до 1930 года . В 30- м году по приказу советской власти кавказские схимники были расстреляны [6]. Стоит так же отметить , что идеи имяславия разделяли большинство русских философов того периода . К примеру , можно выделить таких философов как Флоренский , Булгаков , Эрн , Кожевников , Лосев [7]. Труды именно этих философов заложили основу так называемой « русской философии имени » [8]. Благодаря Булгакову и Флоренскому было возобновлено рассмотрение имяславского « дела » на Всероссийском Церковном Соборе 1918 года , но Собор не успел завершить это рассмотрение , из - за революционных событий . В определенной степени официальная церковь все же примирилась с имяславием . Около 1915 года имяславцев , без покаяния , стали принимать в монастыри . Были проведены даже совместные богослужения с патриархом Тихоном . Однако имяславие все еще официально считалось ересью . И все же , в целом , имяславие нельзя сводить лишь к этим историческим событиям на Афоне и осуждению имяславия на Соборе . Имяславие – это , своего рода , общий контекст ( вектор ) в развитии русских философских и богословских идей . В имяславии , в частности , можно обнаружить созвучие с герменевтической традицией в западной философии . А сама постановка вопроса об именах отсылает в целом к западной философии языка ( рассуждения об именах у Платона , Гоббса , Локка и т . д .). Имяборчество и имяславие − русский вариант раннего противостояния герменевтической и аналитической философии , а в последствии , герменевтики и структурализма . Более того , в один ряд можно ставить , на первый взгляд , казалось бы , несравнимых философов – Гумбольдта , Хайдеггера и Флоренского . Афонский спор лишь позволил сконцентрировать внимание на уже « определившейся » проблематике новейшей философии . И именно в определенной степени в контексте языка , как объекта философской рефлексии , происходило становление русского философского языка и русской философской культуры . Более того , это становление , оставляя за собой самобытность русского философствования , обнаруживало преемственность и с европейской ( исходно греческой ) культурой , включаясь , тем самым , в контекст общемировой истории Логоса . Как полагает Лосев , истоки « имяславия » обнаруживаются уже в Ветхом Завете [9], где Имя бога также рассматривается как его сила и энергия ( мистическое обоснование имяславия присутствует и у Григория Нисского ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=