Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 43 УДК 141.4. А . Ю . Каширин ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail: tiamatalex03@mail.ru Афонский спор и русская философия имени В статье дается краткая история имяславия . Показано что , имяславие оказало влияние на развитие философских и богословских идей в России , а так же указывается на связь имяславия с герменевтической традицией западной философии . Проведен диалектический обзор понятия Имени и Логоса в творчестве А . Ф . Лосева и П . Флоренского . Ключевые слова : афонский спор , имяславие , русская философия , философия имени . Афонский спор об имени божием , положивший начало имяславию , имеет свою небольшую хронологию . В 1907 году вышла в свет книга схимонаха Иллариона « На горах Кавказа » ( в последствии книга была трижды переиздана ). Произведение Иллариона получило отклик лишь на Афоне . В частности , наибольший интерес к ней возник в среде обычных монахов отшельников , ревностно предававшихся посту и молитве . « Имяславцы », как их в последствии назовут , разделяли тезис о . Иллариона о тождестве Имени и Именуемого − в частности , в книге утверждается , что Имя Божие и есть сам Бог . Это утверждение и положило начало « афонскому спору », « афонскому делу », или как порой его обозначали официальные церковные власти – « афонской смуте ». Как уже становится понятно , официальная церковь , в лице рационалистически настроенных « образованных » монахов и представителей администрации монастыря , отнеслись крайне нетерпимо к данному « учению » о тождестве имени и именуемого . Они утверждали , что имя Божие лишь пустой звук (flatus vocis – лат . Сотрясение ( колебание ) воздуха ) [1]. Так появились две враждующие партии – « имяславцы » и « имяборцы » [2]. Однако имяславие в своем теоретическом обосновании не ограничилось лишь книгой о . Иллариона . Начиная с 1913 года вышли несколько книг [3] иеромонаха Антония ( Булатовича ) [4]. Как пишет Лосев , его труды стали основополагающими для имяславия . Казалось бы , такая незначительная локальная конфессиональная междоусобица не должна была привести к церковной смуте , раздору , и уж тем более к репрессивным действиям со стороны официальной церковной власти . Но , тем не менее , дело дошло и до репрессий . К 1912 году движение имяславцев приобрело определенный размах , стали видны его непосредственные связи с исихазмом . Отвлекаясь от сущности спора и обращаясь к истории , стоит отметить , что в 1913 году Русским Посольством в Константинополе с февраля по июнь была установлена « блокада » для афонских имяславцев . Они были лишены почты , продовольствия , посылок и т . п . Этим событиям , конечно же , предшествовали различные акты и запреты со стороны имяборцев и официальных властей [5]. 16 мая 1913 года , по поводу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=