Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 40 сотрудничестве , а не основанную на доминировании иерархическую организацию . В своей организованной форме социальное право обращено к специфическим субъектам права – сложным коллективным личностям , квазииндифферентным как по отношению к изолированным индивидуальным субъектам , так и по отношению к юридическим лицам – простым структурным единицам , которые растворяют в единстве воли корпорации или учреждения множественность своих членов . Интегрально - коммуникативное правопонимание , в создание которого внесли свой неоценимый вклад философы « русского зарубежья », стало той философской и научной концепцией , которая опередила свое время , поскольку в Западной Европе и США интерес к подобному правопониманию проявился лишь в последней четверти XX в . Оригинальность же философии права мыслителей « русского зарубежья » проявилась в стремлении создать теорию , сочетающую идею нравственного смысла человеческой жизни с реалистической правовой доктриной , которая могла бы стать основой понимания общественной жизни и государственного строительства . Выдвинутая и обоснованная ими концепция права находит все большее число сторонников не только среди современных философов , но и среди правоведов . Создание синтезированной , интегральной этики права , в которой идея коммуникации играла определяющую роль , стала новаторским вкладом философско - правовой и этической мысли « русского зарубежья » в мировую философскую культуру . Разумеется , вера в то , что европейский интуитивизм начала XX в ., лежащий в методологическом фундаменте концепций Н . Н . Алексеева и Г . Д . Гурвича , манифестирует окончательную философскую истину , сегодня уже не может считаться чем - то самоочевидным . Однако , методологический вопрос остается открытым . На наш взгляд , отечественная интерналистская теоретико - правовая традиция , включая психологическую теорию Л . И . Петражицкого , феноменологическую концепцию Н . Н . Алексеева и диалектическую гиперэмпиристскую концепцию Г . Д . Гурвича , должна интерпретироваться не в контексте интуитивистских течений начала XX в ., а в контексте современных представлений о природе интенциональности и социальности . Достоинство этих теорий видится , прежде всего , в том , что они позволяют сформулировать онтологически и методологически допустимую концепцию правового реализма , который может стать основой современной философско - правовой доктрины . Литература 1. Золкин А . Л . Философия права « русского зарубежья » и современная юридическая наука // Вестник Московского университета МВД России . 2012. № 8. С . 209-213. 2. Кант И . Критика чистого разума . М .: Мысль , 1994. 591 с . 3. Кант И . Метафизика нравов // Сочинения . В 6 т . Т . 4. М .: Мысль , 1965. 478 с . 4. Иеринг Р . Цель в праве . СПб .: Изд . Н . В . Муравьева , 1881. 425 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=