Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 4 определяющей поведение человека в обществе , являются совесть и общественное порицание как « индикаторы » понимания личностью и обществом таких ценностей как долг , благо , добро , справедливость . Таким образом , нравственная регуляция определяется личностной санкционированностью поведения индивида , а также его реакцией на ценностную авторитарность и общественную оценку ( отрицательную или положительную ) поступка или образа жизни . Социокультурная основа нравственной регуляции поведения очевидна , постольку поскольку она определяется уровнем культуры , образованием , воспитанием . В истории русской философии права проблема соотношения моральной и правовой регуляции определялась наличием двух направлений : естественно - правовой концепции ( Новгородцев , Трубецкой ) и юридическим позитивизмом ( Шершеневич Коркунов ). Естественное право исходило из того , что мораль , являясь гарантом справедливого и целостного общежития , выступает фактором , контролирующим право . Основные положения естественно - правовой теории следующие : 1) право зависит от морали : оно проявляется через факт наличности нравственного сознания , « предъявляет к действительности свои особые требования и задачи »; 2) мораль есть особый способ регуляции общественных отношений , основанный на христианском идеале . В основе морали − идея справедливого и целостного общежития , поэтому вне морали в данной концепции не представляется возможным существование права . Мораль , являясь « духовной скрепой » права , призвана укреплять общественную систему и одновременно контролировать право . Право , таким образом , зависимо от морали , являясь одним из коренных ее видов ; 3) правовой идеал – высшее проявление нравственного сознания и означает синтез нравственного идеала и социальной нормы . Таким образом , правовая регуляция основывается на морали . С точки зрения юридического позитивизма ( Шершеневич ) социокультурное поле человеческого общежития связано с государством , которое организует целесообразность поведения личности и общественный порядок . Выдвигается идея специфики юридической регуляции в рамках государственного регулирования , которые , как социальные и нравственные нормы , всегда исходят из внешнего авторитета . Ведь государство , как утверждают представители юридического позитивизма , выполняет главнейшие функции регулирования между личностью и обществом . Поэтому право представляет собой закон , закрепляющий требования государства к личности . Отсюда − принудительность государства в связи с требованиями закона выполнения юридических норм . Важнейшим фактором юридического позитивизма является наказание , определяющее мотивацию поведения индивида . Государство определяет право , государственная власть есть сила , а не право . Таким образом , по мнению Шершеневича , регулирующие функции права основываются на факторе государственного принуждения .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=