Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 39 Несколько иными представляются Г . Д . Гурвичу нормативные факты , на которых основывается обязывающая сила индивидуального права : это действительные факты « отношений к Другим », « отношений одного с Другим », « социабельности посредством взаимного противостояния », которые в своем существовании воплощают все особые позитивные ценности , ценности личности . Право координации или индивидуальное право черпают свою обязывающую силу не напрямую из порождающего их Целого , а из отношений своих разрозненных членов , из факта их взаимодействия между собой . Эти нормативные факты « отношений к Другим » не могут существовать без опоры на нормативные факты социального союза . Поэтому и правопорядок индивидуального права косвенно основывается на Целом , но непосредственная связь с Целым характерна только для социального права . Итак , определение социального права Г . Д . Гурвичем предполагает семь существенных признаков : 1) функцией социального права является объективная интеграция некоторой тотальности через обеспечение единства общения его членов ; 2) социальное право непосредственно порождается той самой тотальностью , которую оно интегрирует и это образует основу его принудительной силы ; 3) объектом социального права является регламентация внутренней жизни данной тотальности ; 4) внутренняя структура соответствующего социальному праву правоотношения определяется непосредственным участие в правоотношении не разобщенной на элементы тотальности ; 5) внешнее проявление социального права представляет собой « социальную власть », как правило , не связанную с безусловным принуждением ; 6) социальное право связано с осуществлением примата неорганизованного права по отношению к организованному , делающее недопустимыми любые иные формы выражения , кроме основанных на равноправном сотрудничестве ассоциаций ; 7) субъект , к которому обращено организованное социальное право , представляет собой сложную коллективную личность . Идея социального права являлась одной из важнейших в правом учении Г . Д . Гурвича и именно оно во многом воплощает идеи ценностного понимания права , характерного для русской философии . В одной из своих поздних работ ученый подчеркивал , что социальное право является правом объективной интеграции в феномен « Мы ». Социальное право является правом мира , взаимопомощи , дружбы ; индивидуальное право – правом войны , конфликта , разделения . Основанное на доверии социальное право никогда не может быть навязано извне . Оно осуществляет регулятивные функции исключительно изнутри . Поэтому социальное право автономно , оно присуще любому отдельному феномену « Мы ». Вся сила права , по мысли ученого , производна от социального права , в котором выражается феномен « Мы », который не сводится лишь к простой взаимозависимости индивидов и разграничениям их интересов . Г . Д . Гурвич утверждает , что в своей первичной основе социальное право предшествует всякой организованной форме социальной группы и способно обрести организованное выражение только в том случае , если социальное единство представляет собой равноправную организацию , основанную на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=