Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 36 несвободными по отношению к другим , закрепленными за другими , по которым то , к чему обязана одна сторона , причитается другой стороне как нечто ей должное , мы будем называть правовыми или юридическими обязанностями » [22, с . 58]. Те отношения между двумя сторонами , которые состоят в лежащих на одних и закрепленных за другими долгах называются правоотношениями или правовыми связями . « Наши права , – отмечает Л . И . Петражицкий , – суть закрепленные за нами , принадлежащие нам как наш актив долги других лиц » [22, с . 58]. Эта теория включала в себя и перспективу дальнейшего развития , которую и смогли выявить мыслители русского зарубежья . Основные направления трансформации концепции Л . И . Петражицкого теоретики русского зарубежья связывали с методологической модернизацией теории и обогащением ее коммуникативнм , социальным содержанием . Так , крупнейший теоретик права евразийства Н . Н . Алексеев методологически стремился интерпретировать воззрения Л . И . Петражицкого в контексте феноменологии [24, с . 98-116]. « Эмоционализм Л . И . Петражицкого , – писал он , – несмотря на его идейную связь с натурализмом , гораздо ближе по своему духу стоит к современной феноменологии , чем это предполагает общераспространенное воззрение » [25, с . 136]. Сходную методологическую позицию занимал и Г . Д . Гурвич . « Метод чистого описания « переживания », соответствующего юридическому опыту ( метод , который привел Петражицкого , к открытию эмоциональной интуиции , которой доступны данные права и нравственности ), – писал он , – в немалой степени приближается как к методу А . Бергсона …., так и к методу современных немецких феноменологов ( Гуссерль , Шелер и др .)» [26, с . 339]. Итак , мы должны констатировать , что именно психологическая концепция права Л . И . Петражицкого стала теоретической основой как евразийской философии права Н . Н . Алексеева , так и концепции социального права Г . Д . Гурвича [27, с . 228-231]. Но речь идет не столько об определении права , сколько о целостных концепциях правовой реальности . В результате , Н . Н . Алексеев построил евразийскую теорию права , государства и цивилизации , которая актуальна в современных условиях , актуализировавших геополитические проблемы . Что же касается Г . Д . Гурвича , то его концепция интегративного правопонимания является глубоким исследованием социальной и культурной природы права . И Г . Д . Гурвич , и Н . Н . Алексеев отошли от узкой психологической трактовки права и нравственности , характерной для Л . И . Петражицкого , придав этим феноменам широкий культурологический смысл , вскрыв их многомерность и сложность . Н . Н . Алексеев попытался уточнить определение права Л . И . Петражицкого с помощью понятия правовой структуры , придавшей понятию права коммуникативную и аксиологическую составляющую , благодаря чему был преодолен узкий психологизм и натурализм исходного понятия . Н . Н . Алексеев утверждал , что право – феномен настолько многомерный , и его нельзя определить с помощью краткой дефиниции .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=