Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 33 правосознания , права и государства . « Исследование юридического сознания нации , – утверждал еще Л . А . Тихомиров , – есть нормальный путь созидания государственного права , и истинный ученый , не находя в писаном законодательстве достаточно ясных формул , или же находя формулы , очевидно случайные и ошибочные , должен для уяснения себе , науке и стране истинных начал власти , действующих в ней , смотреть на жизнь , на факты истории страны , психологии народа и из них извлекать познание внутреннего закона государственной жизни , хотя бы этот закон и не был еще записан в томах узаконений и надлежаще опубликован » [15, с . 300]. Таким образом , уже Л . А . Тихомиров ставил перед собой задачу создания философско - правовой концепции , которая в полной мере выражала бы специфику русского юридического сознания , а не представляла бы собой некритическое заимствование западноевропейской теоретико - правовой и государственно - правовой мысли . « Сверх того , – писал он , – хотя у нас проблески самосознания проявились очень рано , но подавляющее влияние европейской культуры породило в образованном классе – особенно в так именующей себя « интеллигенции » последнего периода – совершенно рабское усвоение и форм , и духа « общечеловеческой культуры », яркий космополитизм и даже отрицание всего своего » [15, с . 274]. Вполне в духе консерваторов Л . А . Тихомиров считал , что в представлениях русского народа о государственности юридический момент подчинен этическому в противоположность возникшей в Древнем Риме теоретической модели государства как чисто юридической конструкции . Эта мысль прежде развивалась славянофилами , Л . А . Тихомиров стремится подвести под нее научный фундамент , утверждая , что именно в отстаивании главенства этического содержания государственности над юридической формой и состоит « мировая миссия России ». Впрочем , в том же , что касается совершенства юридических механизмов управления , то – искренне признает мыслитель – тут « решительно все народы доказали свое превосходство перед русским » [15, с . 547]. И . А . Ильин также считал проблему правосознания центральной проблемой юридической науки . Сущность политической жизни мыслитель видел в самоуправлении , при котором каждый гражданин осознает в законе присутствие своей воли и своего разумения . Отлучение же народа от власти ставит его во внеполитическое состояние . « Народ , лишенный государственного правосознания , – писал И . А . Ильин , – может создавать только видимость государства , и политическое единение его призрачно и эфемерно » [16, с . 197]. Л . И . Петражицкий мало обращал внимания на подобные вопросы в их исторической конкретности и полемической заостренности . Он был прежде всего ученым , цивилистом и теоретиком права , связанным с университетской юриспруденцией и стремящийся к соответствию теории жестким натуралистическим критериям научности . Он достиг промежуточного результата . Если юристы не читают трудов Л . И . Тихомирова и И . А . Ильина , то психологическая концепция права Л . И . Петражицкого определенное , весьма специфическое , внимание юристов все же привлекает . Можно сказать , что эта концепция является наиболее критикуемой теорией в отечественном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=