Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 29 определена позитивистскими представлениями , отождествляющими право с принудительными нормами закона , с одной стороны , и индивидуалистической кантианской доктриной , с другой . Позитивизм , несмотря на титанические усилия по его опровержению , все еще господствует в сфере профессиональной юриспруденции , а кантианская трансформация естественного права в транценденталистском духе формирует официальную , в некотором смысле , « парадную » концепцию правопонимания . Юристы - практики продолжают быть эмпириками в толковании права , а философы права – априористами . Как известно , само понятие права Кант считал априорным , однако это не означает , что его суть является непосредственно доступной познанию . « Понятия , данные а priori, – пишет И . Кант , – например , субстанция , причина , право , справедливость и т . д ., строго говоря , также не поддаются дефиниции , именно поэтому юристы до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права » [2, с . 431-432.]. Вопрос о понятии права для Канта является вопросом философским , а не юридическим . « Вопрос о том , – писал он , – что такое право , представляет для юриста такие же трудности , какие для логика представляет вопрос , что такое истина » [3, с . 138]. Понимание Кантом права тесно связано с его пониманием свободы как единственного прирожденного права . « Свобода , – отмечал он , – единственное первоначальное право , присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду » [3, с . 147]. Несмотря на наличие нравственного закона , человек может поступать вопреки ему , то есть , что свобода воли , понимаемая лишь в отрицательном смысле – как способность лица поступать по собственному усмотрению , – сводится к произволу лица . Право , следовательно , подразумевает свободу индивидов ( свободу их воли ) и связанную с этой свободой возможность и необходимость произвола , столкновение и коллизию различных произвольных действий . По Канту , решение сложной проблемы , связанной со свободой и антагонизмом среди людей , состоит в определении и сохранении границ свободы . Поэтому необходимо , чтобы произвол каждого лица был поставлен в обществе в определенные границы с тем , чтобы никто не мог нарушить свободу других . Лишь при этом условии свобода согласуется сама с собой . Эту задачу , с точки зрения Канта , и выполняет право . Смысл и назначение права состоит в том , чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки . Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения , то есть , иначе говоря , выступает по существу в виде запретов , подразумевая дозволенность незапрещенного . В связи с этим Кант дает следующее определение права : « Право – это совокупность условий , при которых произвол одного ( лица ) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы » [3, с . 139]. Иначе говоря , задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц , которая внешне объективно была бы совместимой с требованием нравственного закона . Поэтому правомерным является любой поступок , при котором проявление свободного произвола каждого могло сосуществовать со свободой всех других людей . Наоборот , в соответствии с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=