Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 26 *** Итак , все виды нигилизма , в конечном счете , имеют один – метафизический источник . Этот источник – экзистенциальная апатия существования , вызванная ощущением бессмысленности и абсурдности , вечным повторением , смертью и смертностью . Это , можно сказать , общеевропейский источник , имеющий , с одной стороны , библейский корень ( экклесиастовская суета сует и томление духа ), а с другой , греческий ( Сизифов труд ). Это две мощнейшие мифологемы европейского самосознания и есть метафизическое ядро нигилизма . Как следствие – тоска , резиньяция , с одной стороны ( это пассивный нигилизм ); с другой , наоборот , активный нигилизм , то есть преобразовательная , деятельность по переустройству мира , включая и его радикальные революционно - террористические практики . Этот единый метафизический исток нигилизма имеет все же различные культурные проекции . Если западный нигилизм в большей мере ориентирован на социальную и культурную критику , то русский , в силу особого этического пафоса , и возможно еще чего - то до конца непонятного , направлен на сами бытийные или социальные основы . Наиболее яркий пример – это проект Николая Федорова по онтологическому переустройству самого мироздания , или « революционный проект », направленный на полный слом социальных институтов и исторических практик . Но этот активный нигилизм в России очень легко оборачивается в свою противоположность . И на смену гиперактивизму может прийти , как в случае с Бердяевым , и особенно Андреем Платоновым , абсолютная тоска (« заедающая тоска »), захватывающая в свои темные недра всякое желание , стремление и смысл . Пожалуй , ни одна культура в мире не знает таких головокружительных противоположностей . Это , безусловно , нелогичность , нестабильность и непредсказуемость , но в этом есть какая - то особая притягательность , которая всегда влекла к себе умы , находящиеся в мятежном поиске истины . Литература 1. Бердяев Н . А . Русская идея // О России и русской философской культуре . М .: Наука , 1990. С . 43-272. 2. Розанов В . В . О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Религия и культура . В 2 т . Т . 1. М .: Правда , 1990. С . 560-571. 3. Валицкий А . История русской мысли от просвещения до марксизма . М .: Канон , 2013. 480 с . 4. Достоевский Ф . М . Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Собрание соч . в 15 т . СПб .: Наука , 1995. Т . 14. С . 416- 423. 5. Франк С . Л . Этика нигилизма // Сочинения . М .: Правда , 1990. С . 77- 113. 6. Флоровский Г . Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии . 1990. № 10. С . 93-103. 7. Розанов В . В . Опавшие листья . Короб второй . М .: АСТ , 2001. 591 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=