Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 25 Можно найти множество самых различных проявлений этой тоски , этой « заедающей тоски ». У Розанова в особенности много выражения чувства . Он никогда не стесняется откровенно говорить о самых предельных , сокровенных переживаниях свой души . Так , он пишет : « Как все страшно и безжалостно устроено » [10, с . 20]. В его устах это приобретает какое - то высшее этическое неприятие , высший этический приговор сущему . Все пронизано у Розанова этой предельной , несказанной тоской , на всем грустная поволока скорби . Бердяев в своем исповедальном философском дневнике « Самопознание » признался , что всю жизнь его сопровождает тоска . Именно тоска и рождает революционно - нигилистический настрой . Со всей силой искреннего признания он пишет : « Я не только человек тоскующий , одинокий , чуждый миру , исполненный жалости к страдающей твари , душевно надломленный . Я также человек бунтующий , гневно протестующий , воинственный в борьбе идей , вызывающий , способный к дерзновению . И моя тоска одиночества и моя бунтующая воинственность одинаково коренятся в этой чуждости мира . Чуждый мир вызывает во мне двойную реакцию , не только уходящую внутрь , но и поступающую вовне » [11, с . 65]. Таким образом , экклесиастовская тоска есть метафизическое преддверие нигилизма . Экзистенциальная тоска требует своего выхода . Революция приобретает экзистенциальный смысл выхода из тоски абсурдного и бессмысленного существования . И это сильнее революционного пафоса переустройства социального мира . Не стремление к правде и справедливости ( моральный императив , который действительно важен ), но бегство от абсурда . Бегство от абсурда – такова метафизическая « формула » русского нигилизма . Это значительно расшатывает тезис о радикальной и всепоглощающей религиозности русского человека , как думали многие , например Н . О . Лосский , поскольку глубокая религиозность не предполагает скуки , тоски , ощущения абсурда и бессмысленности . Да и сама русская религиозная философия , делающая акцент на трансцендентном характере высших ценностей , есть форма метафизического нигилизма . Пронизанность философской речи трансцендентной лексикой настраивает сознание на восприятие ценностей , лежащих вне земной истории . Сократический компонент свойствен и Толстому , и отрицавшими его представителям русской религиозной философии . В таком мироотношении к наличному бытию невозможно философское удивление , лишь этическое неприятие и соответственно , преображение . Чистая созерцательность не свойственна практически мыслящему , чье сознание фиксирует несовершенство бытии и его бессмысленность . Это особенно проявляется в философии общего дела Николая Федорова , в его сознательном отказе от метафизики в пользу этики . Он говорит , что вопрос о том , как происходит сущее , есть праздный вопрос . Да и Бердяев говорит , что пафос долженствования всегда преобладал в его философии над пафосом бытия .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=