Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 24 сожигали , чему еще вчера поклонялись , мало ли каких святынь мы не провозглашали сегодня только для того , чтобы завтра отречься от них и топтать в грязь ! От такой судьбы не ушел даже Пушкин , теперь очередь за Белинским и Герценом . Еще вчера мы были западниками , сегодня стали славянофилами ; вчера спасались наукою , сегодня ищем спасения в лоне православной церкви » [8, с . 218]. Эти слова Петрункевича обращены к « Вехам », которые , критикуя нигилизм , сами оказались , парадоксальным образом , нигилистами . Действительно , « Вехи » – это не просто раскол в интеллигентской среде ; « Вехи » – это пример самобичевания , самоотрицания , то есть типичный пример нигилизма . Апелляция к религии со стороны участников « Вех », это , как ни странно , есть нигилистический призыв . При всех социальных , исторических , психологических , моралистических и космологических причинах появления русского нигилизма , все же нет ответа на вопрос о его чрезвычайно сильной радикализации . Русский нигилизм действительно особое , ни с чем несравнимое явление . Что бы как - то пролить свет на его природу , на природу его необычайной силы и популярности , необходимо рассмотреть метафизические истоки русского нигилизма . В своем высшем измерении – это не только отрицание социального порядка ( Чернышевский , Добролюбов , Писарев ), но и порядка космического ( Федоров ), нравственного ( Достоевский , Толстой ), религиозного ( Толстой ) и смыслового ( Платонов ). В основании этого – радикальная установка вообще на неприятие существующего как такового , неважно , в чем это существующее проявляется ( в обществе , в культуре , в истории , в космосе и т . д .). Поэтому надо выделять не только правовой и культурный нигилизм , но нигилизм метафизический , связанный с неприятием и отрицанием наличного порядка вещей . В основании метафизического нигилизма – метафизическое чувство тоски , апатии , бессмысленности , тщетности и абсурдности ( Чехов , Андреев , Платонов ). « Философия Обломова » как философия недеяния – очень показательное проявление этого мироощущения . С одной стороны , она связана со смертностью ( смерть – причина тоски и апатии ), с другой , вообще вызвана вселенским скепсисом в смысле бытия . Это очень обостренное и болезненное чувство . Но именно здесь и заключает корень метафизики нигилизма . В русской культуре , в силу тех или иных причин , произошло смешение одновременно , и пессимистического библейского чувства ( экклесиастовская суета сует и томление духа ) и ощущение проклятия Сизифова труда как бессмысленного , вечного повторения одного и того же . Это дало особый сильный национальный акцент печали и тоски . Андрей Платонов в « Чевенгуре » говорит : « Время же идет только в природе , а в человеке стоит тоска ». Или такие слова из « Котлована », звучащие как трагический надрыв : « Некуда жить ». Не случайно чуткий Ницше произнес : « Я обменял бы счастье всего Запада на русский лад быть печальным » [9, с . 796].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=