Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 23 самого ». Но он беспокоящийся и не примиряющийся , « искренно страдающий ». Это есть нравственный тип , по преимуществу . Именно моральность нигилизма и была отмечена Франком . Пожалуй , именно с известной статьи С . Л . Франка « Этика нигилизма » и начинается серьезный анализ этого явления . Философ дал наиболее глубокое понимание природы нигилизма , вскрыв его моральную сущность . Он дает ему специфическое название : нигилистический морализм , который с наибольшей силой нашел свое воплощение у Льва Толстого [5, с . 86]. Нигилистический пафос трактата писателя « Что такое искусство ?» повлиял не на одно поколение социальных реформаторов вплоть до нынешних времен . Этот сократизм Толстого , в основании которого моральный радикализм и соответствующий аскетический отказ от культурных ценностей , один из сильнейших источников правового нигилизма . Реакцией на правовой нигилизм является правовой позитивизм . Оригинальное и глубокое объяснение нигилизма можно найти в работе о . Георгия Флоровского « Метафизические предпосылки утопизма ». Здесь известный русский богослов , философ и историк очень тонко и точно раскрыл глубинные механизмы утопического мировоззрения , закономерно исходящего в нигилизм . Согласно Флоровскому утопическое мышление – это мышление , которому свойственна космическая одержимость . Это « натуралистический монизм », в котором и раскрывается утопический опыт : « видение мира как замкнутого , законченного органического всеединства , как некоего целого , внутренне собранного и уравновешенного » [6, с . 93]. Этот натуралистический монизм требует довести до конца один из онтологических исходов : или принять весь мир , или весь мир отвергнуть . Это два типа нигилизма ( положительный или отрицательный , оптимистический или пессимистический ). Флоровский говорит : « Нигилизмом исходит всякий монизм , ибо бытие двойственно ». Невозможность выдержать это антиномическое напряжение двойственности бытия , приводит к абсолютизации какой - либо одной его стороны . Абсолютизированное бытие в своей односторонности нигилируется . Нигилизм , поэтому , это судьба всякого утопизма . А утопизм , согласно Флоровскому , неустраним в рамках земной истории . В этом смысле человечество обречено на нигилизм как закономерный исход невозможности антиномического удержания двойственности бытия . Очень тонкий психологический элемент нигилизма подмечен В . В . Розановым . Он пишет : « У русских нет сознания своих предков и нет сознания своего потомства . … От этого – наш нигилизм : « до нас ничего важного не было »! И нигилизм наш постоянно радикален : « мы построяем все сначала » [7, с . 498]. Таков портрет завершенного « русского революционного нигилиста ». И . Петрункевич в предисловии к сборнику « Интеллигенция в России », критикуя « Вехи », высказал ряд очень существенных мыслей о русском нигилизме , близких по духу идеям Розанова . Он говорил : « Русское общество давно привыкло к бесчинству во всех сферах его жизни . … Русское общество привыкло и к самобичеванию , и к самоотречению … Мало ли чего мы не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=