Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 22 по отношению ко всему , что творит человек в этом мире . Это свойственно православному аскетизму и эсхатологизму , проявившемся наиболее сильно в русском расколе . Это , конечно , верно , но верно лишь отчасти . Действительно в православии есть нигилистическая программа по отношению к миру культуры , которую Василий Розанов предельно выразил в словах : « во Христе прогорк мир » [2, с . 569]. Однако мироотрицающая сущность православия не исчерпывает всей полноты и глубины феномена , идущего под титулом « русский нигилизм ». В русском нигилизме есть крайние радикальные элементы , которые никак не могли развиться из православия . У них совершенно иной источник . И это не только радикальные революционные идеи . Тот же Розанов точно говорил , что « православие в высшей степени отвечает гармоническому духу , но в высшей степени не отвечает потревоженному духу ». А русский нигилизм как раз и развивается из этого « потревоженного духа ». *** В Россию понятие нигилизм приходит изначально из западноевропейской философии и культуры . Преобладающими были немецкие и французские трактовки понятия нигилизм ( Якоби , Фихте , Новалис , Шлегель , Баадер , Штирнер – все они употребляют этот термин ). При этом , важнейшим вопросом остается следующий парадокс , который не перестает мучить современных исследователей : почему при заемном и неспецифическом характере этого понятия , нигилизм именно в России нашел такое широкое практическое воплощение ? Будучи теоретически вторичным , нигилизм именно в России пробрел особый статус . Слово « нигилизм », как правильно отмечает Анджей Валицкий в книге « История русской мысли » поначалу не заключало в себе оскорбления , оно просто означало отрицание всех существующих авторитетов [3, с . 227]. Постепенно знак меняется , и уже сборник « Вехи » совершает суд над интеллигенцией , которая являлась главным носителем и выразителем нигилистического мировоззрения . К этому времени нигилизм в России уже становится самоопределением , самоутверждением и вообще позитивной программой . Слово нигилизм приобрело права гражданства , сменив отрицательный знак на положительный . Еще раньше « Вех » Ф . М . Достоевский в « Объяснительном слове » по поводу своей « Пушкинской речи » определил главную заслугу Пушкина в том , что он первый выявил « отрицательный тип наш , человека , беспокоящегося и не примиряющегося , в родную почву и в родные силы ее не верующего , Россию и себя самого ( то есть свое же общество , свой же интеллигентный слой , возникший над родной почвой нашей ) в конце концов отрицающего , делать с другими не желающего и искренно страдающего » [4, с . 416]. Достоевский подметил главные черты русского нигилистического типа . Это парадоксальный , глубоко антиномический тип , « отрицающий себя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=