Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 21 УДК 125 В . В . Варава ( Воронежский государственный университет ) Тел .: (473) 220-82-52, e-mail: office@phipsy.vsu.ru МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РАДИКАЛИЗМА И НИГИЛИЗМА В РОССИИ В статье рассматриваются особенности русского экзистенциального мирочувствия , оказавшего влияние на многие политические программы радикального характера в России . В этом контексте анализируется вопрос о связи русской идеи с нигилизмом . Ключевые слова : радикализм , нигилизм , русская идея , метафизика , тоска . Вот я живу . Для чего ? Может быть , для смертного моего часа живу . Б . Савинков « Конь бледный » Вопрос о том , как русская идея связана с нигилизмом , насколько нигилизм проявляет себя в русской идее , и наоборот , насколько русская идея является воплощением русского нигилизма , это большой вопрос русской философии , вопрос из разряда , которые принято называть « вечными » и « проклятыми ». Когда говорят о русском нигилизме в связи с русской идеей , то конечно , сразу же возникает образ Николая Бердяева с его характеристикой русского национального характера , выраженной в известных словах : « мы , русские , апокалиптики или нигилисты » [1, с . 157]. Поясняя суть этого тезиса , Бердяев говорит , что русский нигилизм был « нравственной рефлексией над культурой ». Это главная особенность русского нигилизма , которую замечает философ . Вот почему у русских нет « культуропоклонства », свойственного западным людям , а наоборот , есть нравственное осуждение культуры , разговор о « грехе культуры ». Это не культурный скепсис , но страстное моральное осуждение наличной культуры во имя . Отсюда опрощение , снятие с себя условных культурных оболочек . И это свойственно , как точно отмечает Бердяев , людям культуры , людям , которые сами являются великими творцами культуры . За примерами далеко ходить не надо . Поэтому , резюмирует философ : « русская идея не есть идея культуры ». Безусловно , Бердяев очень близко подошел именно к этической сущности русского нигилизма , когда говорит о моральном пафосе нигилизма , « пафосе негодования против царящего в мире зла и неправды ». Нигилистическое неприятие – это не неприятие мира как такового , но неприятие « злого мира », то есть мира , лежащего во зле . Однако , Бердяев , правильно говоря , что нигилизм есть типически русское явление , связывает его с православием . Он считает , что поскольку православие не имеет своего оправдания культуры , то в нем сильно проявляется нигилистический элемент

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=