Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 14 тавтологии , предполагающим неизменность категорий этики ( добродетелей и пороков ) и принципом тождества , предполагающим сходство и постоянство самих страстей и поступков , с их последующим подведением под некую « об - щую » категорию « добродетели » или « порока ». Пытаясь выстроить эквива - лентную лексическую конструкцию аристотелевской этики в русскоязыч - ной транскрипции , Н . В . Брагинская замечает , что лексикографический харак - тер рассуждений Аристотеля строго не выдерживается . « По общей человече - ской привычке онтологизировать этические понятия , присущей как обывателю , так и философу , Аристотель временами « забывает », что он говорит , скажем , о пяти значениях слова « мужество », и начинает говорить о пяти видах самого мужества » [6, т . 4, с . 691-692], т . е . фактически смешивает принцип тавтологии и принцип тождества . Этим и объясняется то , что реальной динамике и диффе - ренциированности страстей и поступков , подчиняющихся принципу тождества , придается категориальная статичность постулата тавтологии , задающего схема - тизм неизменности « середины », « избытка » и « недостатка ». Для доказательства этого обратимся к русскоязычной лексикографии порока , опираясь , прежде всего » на толковый словарь живого великорусского языка В . И . Даля . Наша задача состоит в том , чтобы показать , действительно ли некоторые страсти и поступки неизменны сами по себе , являясь своего рода за - стывшим , кристаллизованным « избытком » или « недостатком ». Существует ли реальный опыт тождественности нравственного поведения , расширяющий на - ши представления о границах и пределе порочности и добродетельности чело - века , запечатленный в языке ? Начнем с общего понятия зла , а затем перейдем к отдельным порокам ( блуд , воровство и др .), приводимых Аристотелем в качестве примера их неиз - менной , статичной порочности . Для этого используем метод структурной дифференциации зла ( и других пороков ), позволяющий выстраивать цепочку его возрастающих и убывающих величин ( степеней ), которые можно рассмат - ривать в качестве своего рода « избытка » и « недостатка » зла как некой « золотой середины » порока . Дифференциация зла по степени его возрастания , гиперболизации ( т . е . нарастания « избыточности »), определяется активно - деятельным , намеренно - умышленным , доминантным , сверхчеловеческим характером порочности : 1. Злость − зло , как свойство , качество души или как страсть . Злостный , исполненный злости ; злоумышленный , злонамеренный , скрытно зло замышляющий . « Он злостно оклеветал его », − т . е . не легкомысленно и не в свое оправданье , а желая ему зла , вреда . 2 . Злоба − зложелательство , злорадство , ненависть , закоснелая вражда , злое расположенье к кому или чему . Воспалиться , гореть злобою , таить в себе злобу . Злобный , исполненный злобы . О человеке : гневливый , мстительный , зложелательный и злопамятный ; о животном : лютый , яростный , опасный ; о деле , поступке : сделанный со злым умыслом . Злобность − свойство , качество , состоянье злобного . Злобивый , злобливый , злобчивый человек , злой , злобный , злопамятный . Злобник м . - ница ж . злобивый человек , скрытный и мстительный . Злобища − злой и злобный человек или животное , лютый ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=