Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 11 классических , прежде всего , своим языком , способом экспликации которого являются не категории , а своего рода экзистенциалы и экзистенциальные понятия , а также особым стилем аргументации . Это системы морали , опирающееся на неклассический идеал рациональности и обладающие огромным убеждающим влиянием в отношении морально - этических ценностей и способов их достижения . Данные суждения , в которых правомерно говорится « об отказе от прежних классических теорий », от « традиционной модели этического субъекта », о необходимости основываться на « неклассическом идеале рациональности », останавливаются , тем не менее , перед главным требованием : неклассическая этика должна идентифицировать себя , прежде всего как « неаристотелевская этика », или , иными словами , как этика , базирующаяся на неаристотелевской логике . Суть нашей гипотезы заключается в том , что одной из главных причин перманентного кризиса этической науки является парадигма аристотелевской ( традиционной , классической ) этики добродетелей и пороков , схематизм которой определяет форму развития этики в европейской культуре ( включая и ее христианскую рецепцию ) на протяжении более двух с лишним тысяч лет . В этой связи становится понятным смысл высказывания Б . Рассела о том , что « этика в отличие от многих других предметов со времен древнегреческих философов , практически не сделала никаких определенных шагов вперед в смысле достоверных открытий » [5, с . 202]. Напомним , в чем заключаются ключевые положения аристотелевской парадигмы этики . 1. Аристотель полагает , что добродетель имеет свои границы , свой предел , и , следовательно , некую « золотую середину » или « вершину », тогда как зло , порок – беспредельны . Поэтому , пишет он , « совершать проступок можно по - разному ( ибо зло , как образно выражались пифагорейцы , принадлежит беспредельному , а благо − определенному ), между тем поступать правильно можно только одним - единственным способом ( недаром первое легко , а второе трудно , ведь легко промахнуться , трудно попасть в цель ). В этом , стало быть , причина того , что избыток и недостаток присущи порочности (kakia), а обладание серединой − добродетели . « Лучшие люди просты , но многосложен порок », − приводит Аристотель строку неизвестного автора [6, т . 4, с . 86]. 2. Тем не менее , существуют поступки , которые порочны или добродетельны сами по себе , независимо от их « количественных показателей », т . е . их середины , избытка или недостатка . « Однако не всякий поступок и не всякая страсть допускает середину , ибо у некоторых [ страстей ] в самом названии выражено дурное качество (phaylo tes), например : злорадство , бесстыдство , злоба , а из поступков − блуд , воровство , человекоубийство . Все это и подобное этому считается дурным само по себе , а не за избыток или недостаток , а значит , в этом никогда нельзя поступать правильно , можно только совершать проступок ; и « хорошо » или « не хорошо » невозможно в таких [ вещах ; например , невозможно ] совершать блуд с кем , когда и как следует ; вообще совершать какой бы то ни было из таких [ поступков ] − значит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=