Гуманитарные Ведомости Выпуск 4(12). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (12), декабрь 2014 г . 10 УДК 17.031 В . Н . Назаров ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail :phileo@tspu.tula.ru ЛЕКСИКОГРАФИЯ ПОРОКА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ТРАДИЦИИ (К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ОБОСНОВАНИЯ НЕАРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ЭТИКИ) Без греха согрешишь . Грешный честен , грешный плут – в мире все грехом живут [1, с . 140]. Суть гипотезы , представленной в данной статье , заключается в том , что одной из главных причин кризиса этической науки является парадигма аристотелевской ( традиционной , классической ) этики добродетелей и пороков , схематизм которой определяет форму развития этики в европейской культуре ( включая и ее христианскую рецепцию ) на протяжении более двух с лишним тысяч лет . Для доказательства этого автор обращается к русскоязычной лексикографии порока , опираясь на толковый словарь живого великорусского языка В . И . Даля . Ключевые слова : этика , неклассическая этика , неаристотелевская этика , лексикография порока . Современная этика ( теория морали ) пребывает в состоянии затяжного кризиса . Еще в 1928 году Д . И . Чижевский в своей новаторской статье « О формализме в этике ( Заметки о современном кризисе этической теории )» констатировал , что кризис этики , проявляющийся в ее абстрактно - логическом характере , « ставит под вопрос самую возможность этической теории в ее традиционной форме » [2, с . 15]. С тех пор ситуация практически не изменилась , не смотря на бурное развитие прикладной этики . Этическая теория имеет тот же « абстрактно - логический характер », и столь же актуальным продолжает оставаться вопрос о возможности обоснования нетрадиционной , ( неклассической ) этики . Спорадические попытки указать на феномен этой « неклассической » этики мы все - таки встречаем в современной отечественной литературе [3] 3 . В целом под феноменом неклассической этики , современные исследователи склонны понимать определенные системы морали , « спонтанно формирующиеся вне границ официальной этики » [4]. Их предметом является ценностно - определяемая практика личности и общества , морально насыщенные выводы и рассуждения , становящиеся основанием социально изменяемой практики . Подчеркивается , что неклассические этики отличаются от 3 Так , С . С . Хор ужий пишет , что в с ов р еменной си т уа ци и , к ог да г умани тарно е с о зн ание испытыв а ет к ризис , пор ожд енный вын ужд енным отк а зом о т пр ежни х к лас сических т еорий , св язанный с поиск ом новых мет од о в в озд ейс твия на обществ енн ую пр ак тик у , стан овится в се б ол ее оч евидным , ч то нов ая этик а не может быть отв леч енн ой и док трина ль ной , « эсс енциа листск ой », что п о св о ей с ут и она не д о лжна быть жес тк о нормативн ой , ав т оритарн ой , не д олжна опир ать ся на тр адиционн ую мо д ель э тич еск о г о с убъ ек та . Отк аз о т отв леч енных уч ений застав ля ет о бр атить ся к опытн ой почв е : стан овится ак т уа л ен поиск новых ист очник ов , новых п о л ей этич еск о го опыта , ос тав авшихся пр ежд е вне п оля зр ения на уки .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=