Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 99 УДК 159.923.2 Лебедева С . А . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4782) 35-56-68, e-mail: ls.a@bk.ru ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения у подростков в возрасте 12-14 лет , имеющих задержку психического развития , проведенного с помощью методики исследования самоотношения С . Р . Пантилеева на базе школы - интерната VII вида г . Тулы . Ключевые слова : самоотношение , подростки , задержка психического развития , методика исследования самоотношения С . Р . Пантилеева . К настоящему моменту проблема научного исследования самоотношения в психологии является традиционной . Проблема самоотношения является важнейшим теоретическим и прикладным вопросом психологии личности . Это обусловлено тем , что ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе . В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал , указывающий на устойчивое влияние самоотношения личности на ее самовосприятие и восприятие других людей , на ее поведение . Вместе с тем , специфика этого влияния с учетом строения самоотношения практически не исследована . Кроме того , практически нет исследований самоотношения как сложного системного образования , обладающего специфическим строением и структурой . В то же время в отечественной и зарубежной психологии описана не только сложная структура самоотношения , но и показано его значение в формировании активной жизненной позиции , направленности личности на самовыражение и самореализацию . В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А . Н . Леонтьева [6], С . Л . Рубинштейна [11], А . Г . Спиркина [13], Е . В . Шороховой [19], И . С . Кона [5], И . И . Чесноковой [18], В . В Столина [14], С . Р . Пантилеева [8, 9] и др . Термин « самоотношение » был введен грузинским психологом Н . И . Сарджвеладзе [12]. Проблема задержки психического развития ( ЗПР ) является одной из актуальных не только в дефектологии , но и в общей педагогике , т . к . теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости . Количество учеников начальных классов , испытывающих стойкие затруднения в обучении , составляет , по данным различных исследований от 5 до 11 %. Эта цифра с каждым годом увеличивается .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=