Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 94 Детальный и глубокий анализ научных исследований по формированию профессиональной мотивации студентов представлен в учебном пособии Н . А . Бакшаевой и А . А . Вербицкого « Психология мотивации студентов » [1]. Авторами выделены мотивы учебной , познавательной и профессиональной деятельности субъекта , рассмотрен процесс трансформации учебной мотивации в профессиональную в процессе обучения в вузе . В книге Е . П . Ильина Мотив и мотивация " говорится , что ведущими учебными мотивами у студентов являются " профессиональные " и " личного престижа ", менее значимы " прагматические " ( получить диплом о высшем образовании ) и " познавательные " ( А . Н . Печников , Г . А . Мухина , 1996). Правда , на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется . На первом курсе ведущий мотив - " профессиональный ", на втором - " личного престижа ", на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива , на четвертом - ещё и " прагматический ". На успешность в обучении в большей степени влияли " профессиональный " и " познавательный " мотивы . " Прагматические " мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов [4]. А . И . Гебос выделил факторы ( условия ), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению : • осознание ближайших и конечных целей обучения ; • осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний ; • эмоциональная форма изложения учебного материала ; • показ " перспективных линий " в развитии научных понятий ; • профессиональная направленность учебной деятельности ; • выбор заданий , создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности ; • наличие любознательности и " познавательного психологического климата " в учебной группе . Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс : ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью . Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности . Если главным для абитуриента является общественный престиж , то профессия выбирается исходя из существующей моды , престижности профессии в обществе . Многие выбирают профессию в зависимости от того , в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие . Ряд людей выбирают профессию из - за интереса к ней , и нередко этот интерес имеет романтический характер , навеянный литературой , увиденным фильмом , телепередачей . Бывает что такой выбор основанный на поверхностном , чисто внешнем впечатлении или подкрепленной советами родителей , друзей , оказывается удачным . Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остается " суровые будни ", к которым человек не готов ни морально , ни физически , ни по своему психическому складу . Таким образом , профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=