Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 9 справедливостью . Человеческие грехи как « атомы » зла , по мысли Толстого , тем страшны , что они проникают в повседневную жизнь , составляя ткань повседневности . Значит ли это , что зло непреодолимо ? И возможно ли искоренение греха ? В своем последнем произведении « Путь жизни » Толстой считает , что в этой жизни человек не может освободиться от грехов , что он может быть только более или менее грешен , но безгрешным не может быть никогда . Однако в самом сознании своей греховности , мобилизующим человека на борьбу с собственными пороками и скрывается тот момент « благодати » и « спасения свыше », которые характеризуют истинно христианский путь преодоления зла . В романе « Воскресение » преодоление греха связано понятиями роста души , раскаяния , умоперемены , самосовершенствования . Раскаяние первая ступень роста души . Рост души в романе представлен как постепенное осознание последствий совершенного греха . Первый импульс – мучительное воспоминание , которое рождает нравственное потрясение и страх общественного порицания [18]. Нехлюдов в суде с ужасом узнает в подсудимой девушку , воспитанницу - горничную , « в которую он в одно время был влюблен , именно влюблен , а потом в каком - то безумном чаду соблазнил и бросил , и о которой никогда не вспоминал , потому что воспоминание это было слишком мучительно , слишком явно обличало его и показывало , что он , столь гордый своей порядочностью , не только непорядочно , но прямо подло поступил с этой женщиной » [19]. Раскаяние Нехлюдова связано с глубочайшим эмоциональным и нравственным потрясением , хотя внешне « по усвоенной привычке , положив ногу на ногу и небрежно играя своим pince-nez , в самоуверенной позе сидел на своем втором стуле первого ряда », однако , внутренняя работа души продолжалась и давала почувствовать « всю жестокость , подлость , низость не только этого своего поступка , но и всей своей праздной , развратной , жестокой и самодовольной жизни , и та страшная завеса , которая каким - то чудом все это время , все эти двенадцать лет скрывала от него и это преступление , и всю его последующую жизнь , уже колебалась , и он урывками уже заглядывал за нее » [20]. Нравственное потрясение как начало осознания греха приводит к Богу , молитвенное обращение к Богу нашего героя означало , что « Бог , живший в нем , проснулся в его сознании », поэтому « он почувствовал себя им и почувствовал не только свободу , бодрость и радость жизни , но почувствовал все могущество добра ( курсив наш – Е . М ., В . Н .). Все , все самое лучшее , что только мог сделать человек , он чувствовал себя теперь способным сделать это » [21]. С ощущением божественного присутствия связано и с чувство любви ко всем людям : « Удивительное дело : с тех пор как Нехлюдов понял , что дурен и противен сам себе , с тех пор другие перестали быть противны ему ; напротив , он чувствовал к Аграфене Петровне и к Корнею ласковое и уважительное чувство . Ему хотелось покаяться и перед Корнеем …» [22]. Таким образом , Бог идентичен любви , которая распространяется на всех людей , а грех – препятствие любви и Богу . Открытие Нехлюдовым жестокой и абсурдной реальности , в которой он находился , вызывает ужас и это экзистенциальное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=