Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 87 составляющих понятия субъекта деятельности , чтобы затем найти место каждого из них в учебе и профессиональном самоопределении старшеклассника . Субъектность старшеклассника в его профессиональном самоопределении может быть трактована как сложная интегративная характеристика его личности , отражающая его активность в постановке и достижении целей , осознанность мотивов и потенциалов , внутреннюю свободу и творческое начало . То есть , одним из ведущих факторов повышения эффективности профессионального самоопределения мы полагаем его субъектность в данном процессе . Согласно классическому определению , субъект – сознательно действующее существо , самосознание которого – это осознание себя как существа , осознающего мир и изменяющего его , как действующего лица в процессе деятельности – практической и теоретической , субъекта деятельности сознания в том числе ( С . Л . Рубинштейн ). Полагая мотивационный аспект субъектности одним их ключевых в профессиональном самоопределении , мы прибегаем к следующей его расшифровке . Согласно С . Л . Рубинштейну мотив человеческих действий естественно связан с их целью , поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть . При этом создается возможность как совпадения так и не совпадения мотива с целью . Например , целью является выполнение общественной деятельности , а мотивом – удовлетворение личных потребностей . Единство деятельности выступает как единство тех целей , на которые она направлена , и мотивов , из которых она исходит . На решение проблем , связанных с профессиональным самоопределением подрастающего поколения , направлены также и многие зарубежные исследования ( А . Маслоу , К . Роджерса , Д . Сьюпера , А . Анастази , Л . Тайлора , Д . Голланда и др ). Согласно К . Роджерсу – представителю гуманистической психологии , у каждого человека есть свое " истинное я " или его " внутренняя сущность " - его аутентичность ; она является уже полностью развитой и доступной ему . Чтобы достичь самоактуализации , человек должен актуализировать свою личность , живя в согласии со своей внутренней сущностью . Это скорее вопрос раскрытия своего истинного " Я ", чем его создания . Если бихевиористы традиционно заявляли , что " вы можете стать кем захотите , и мы покажем вам , как это сделать ", то Маслоу и другие теоретики - нативисты утверждают : " вы можете стать лишь тем , чем ваш природный потенциал позволяет вам стать , и ничем иным ". Указанные отечественные и зарубежные исследования , а также собственные наработки по проблеме развития субъектности в юношеском возрасте , позволили нам осуществить подбор критериев для изучения особенности профессиональной направленности личности с целью систематизации и развития ее основных характеристик . Сюда были отнесены характерологические особенности личности и уровень развития ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=