Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 84 свое недовольство , что не всегда ему удавалось , и позволял себя фотографировать . « Нехорошо печатать мои портреты в разных видах в новом издании . Совестно и неприятно при жизни . Как ты думаешь ?», - писал он Софье Андреевне в 1892 году , когда она взялась за издание его произведений , каждый том которого стремилась предварить новым его фотопортретом [10, c. 162]. Хотя Толстой и не любил фотографироваться , также , как в последующее время сниматься для кино , он ценил сами фотографии и проявлял неподдельный интерес к технике этого нового вида искусства . В 1896 году Толстой присутствовал в Московском университете на лекции Е . С . Гутора о фотографировании цветных предметов по способу Г . Липмана . На лекции демонстрировался первый цветной снимок , полученный в лабораторных условиях . На фотографиях Толстой хотел видеть себя « молодцом », по его собственному выражению , то есть подтянутым , здоровым и спокойным . Такие портреты он предпочитал дарить , когда его об этом просили . Но больше он любил снимки близких ему людей . « Я ужасно ценю портреты в фотографиях , как приятно видеть дорогих людей », - сказал он однажды , рассматривая семейных альбом [1, c. 270]. Фотографии , по свидетельству самого Толстого , затрагивали в нем художественные струны , интерес к личности человека , выявление характеров людей . Он считал , что иногда портреты многое могут рассказать и подсказать художнику . Известен его совет М . С . Башилову , работавшему над иллюстрациями к роману « Война и мир », познакомиться с фотографическими изображениями Танечки Берс для лучшего уяснения образа Наташи Ростовой . И еще одна небольшая , но очень важная черта , характеризующая отношение Толстого к фотографии и фотоискусству – это большое количество фотопортретов в яснополянском доме . Они в гостиной , в нижней библиотеке , в кабинете Толстого и , особенно , в комнате Софьи Андреевны . Свое двойственное отношение к фотографии и фотографированию Лев Николаевич перенес и на зарождающийся кинематограф . Литература 1. Булгаков В . Ф . Лев Толстой в последний год его жизни : дневник секретаря Л . Н . Толстого В . Ф . Булгакова . 2- е изд ., испр . и доп . М : Задруга , 1918. 367 с . 2. Дневники Софьи Андреевны Толстой . 1910 г . / под ред . С . Л . Толстого М .: Советский писатель , 1936. 211 с . 3. Ершова О . Е ., Поповкина Т . К . Толстой в жизни . Т . 2. Тула : Приок . кн . изд - во , 1988, 237 с . 4. Маковицкий Д . П . Дневники [ Электронный ресурс ] // Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор . URL: http://feb - web.ru/feb/litnas/texts/ma2/MA2-007-.htm ( дата обращения : 04.10.2014). 5. Некролог о П . В . Преображенском // Вестник фотографии . 1913. № 10. С . 273-275. 6. Репин И . Е ., Толстой Л . Н . Переписка . В 2 т . Т . 1. М .: Искусство , 1949. 146 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=