Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 82 установила аппарат , отметила место , где они должны стоять , и попросила В . Ф . Булгакова в последний момент нажать кнопку фотоаппарата . Казалось бы постановочная , запланированная официальная съемка . Какое тут может быть искусство ? Но как ярко , как глубоко отразилась на этой последней фотографии духовная разобщенность Толстых , которая в эти годы была особенно мучительна для обоих . Как и на всех других « свадебных фотографиях » Толстые стоят рядом , и , как всегда в этот день , СофьяАндреевна в белом платье , но лицо Льва Николаевича измучено и сурово , а жена его страдальчески улыбается . И , как бы предчувствую трагический исход мужа из Ясной Поляны , она напишет на обороте снимка горько - иронически : « Не удержишь ». Между первым и последним снимком Л . Н . Толстого 61 год . Это можно назвать целой эпохой , человеческой жизнью . И каждая фотография , каждый образ отражает все изменения происшедшие в этом могучем человеке , весь его путь , мысли , слова , все терзания , искания и противоречия . Именно благодаря фотографии задолго до появления кинематографа , мы наблюдаем превращение молодого щеголя - франта , не задумывающегося о смысле и цели жизни , в великого мыслителя , мудреца , пророка , который в конце своего долгого пути тяготился тем , что и как с ним и вокруг него происходит . Его мысль опережала суетное бытие , и он прозорливо видел все несовершенство настоящего . Размышляя о социалистах , не был уверен в светлом будущем , о котором говорили глашатаи новой , зарождающейся , партии и даже , где - то внутри , боялся ее . Об этом можно узнать , изучив хотя бы часть из огромнейшего собрания фотографий . С конца 1850- х годов повсюду входит в моду визитный формат фотографий , положивший начало альбомному коллекционированию . Стоит сказать , что сам Лев Николаевич одним из первых подхватил это нововведение , посылая свои фотовизитки А . И . Герцену , Огареву , Тургеневу и другим . Как же относился сам Лев Николаевич к фотографированию ? Ответ на этот вопрос неоднозначен . Когда это служило делу , как например , визитные карточки , - с пониманием и одобрением , сам охотно фотографировался и просил других . Когда это было ради развлечения , показа своего достатка , бахвальства , то это вызывало у него раздражение , и он называл это « господской забавой », в которой не хотел принимать участие . Иногда сам процесс фотографирования вызывал даже дополнительные осложнения в семье Толстых . Так , в конце декабря 1894 года по инициативе Черткова Толстой сфотографировался с группой своих единомышленников . Узнав об этом , Софья Андреевна поехала в мастерскую , взяла у А . И . Мея все негативы ( ни одного отпечатка еще не было сделано ) и уничтожила их , сохранив только изображение Льва Николаевича . Софья Андреевна не любила « темных », как она называла единомышленников Толстого , боялась широкого распространения этих фотографий и , кроме того , была обижена на мужа за то , что незадолго перед этим он отказался сфотографироваться с ней . Толстому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=