Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 8 рассудочного и нет ничего чувственного . Такой минутой была для Нехлюдова эта ночь светлого Христова воскресения . Когда он вспоминал Катюшу , то из всех положений , в которых он видел ее , эта минута застилала все другие . Черная , гладкая , блестящая головка , белое платье со складками , девственно охватывающее ее грудь и невысокую грудь , и этот румянец , и эти нежные чуть - чуть от бессонной ночи косящие глянцевитые черные глаза , и на всем существе ее две главные черты : чистота девственности любви ( курсив наш – Е . М ., В . Н .) не только к нему , - он знал это – но любви ко всем и ко всему , не только хорошему , что только есть в мире , - к тому нищему , с которым она поцеловалась . Он знал , что в ней была эта любовь , потому что он в себе в эту ночь и в это утро сознавал ее , и сознавал , что в этой любви он сливался с нею в одно » [13]. Соборность и религиозность этого чувства подчеркивают низость греха , обусловленного « животным чувством », которое « выпроставшись из - за прежнего чувства хорошей любви к ней , овладело им и царило одно , ничего другое не признавая » [14]. Сила этого религиозного чувства такова , что даже после десяти лет забвения этого случая с Масловой роковая встреча в суде « требовала от него признания своей бессердечности , жестокости , подлости , давших ему возможность спокойно жить эти десять лет с таким грехом на совести » [15]. Грех ( предательство любви ), обусловленный животной страстью , развивает такие пороки как гордость , эгоизм , себялюбие , бессердечность , жестокость , черствость , пошлость и др . Эта схема соотношения греха и порока очевидна в романе , когда герой , « исполненный чувства некоторого самодовольства достигнутой цели », « в состоянии сумашествия эгоизма <…> думал только о себе – о том осудят ли его и насколько , если узнают о том , как он с ней поступил , а не о том , что она испытывает и что с ней будет ». Или когда совал ей за пазуху деньги , « не потому что ей эти деньги нужны , а потому , что так всегда делают , и его бы считали нечестным человеком , если бы он , воспользовавшись ею , не заплатил бы за это » [16]. Грех , совершенный Нехлюдовым отразился на судьбе Масловой , бросив ее на самое дно жизни , обезличив и умертвив в ней , прежде всего , доверие к людям [17]. Греховный поступок , таким образом , вовлекает в свою дьявольскую орбиту все большее количество безнравственных поступков , мотивов , людей , формируя в своей совокупности коллективное зло , которое сосредотачивается в судебных учреждениях , тюрьмах и каторгах . На страницах романа « Воскресение » - судьбы людей , убийц , воров , политзаключенных , которые по тем или иным причинам попадают в тюремное « колесо сансары », делая свой моральный выбор . В этом плане роман « Воскресения » представляет собой масштабное историческое и культурное полотно нравов , проект , раскрывающий смысл « большого дыхания ». Рост души . Раскаяние . Социальное зло в романе « Воскресение » впечатляет не только своей масштабностью , но и тем , что , казалось бы , оно распространено повсюду , и главное , - зло торжествует своей непреодолимостью и кажущейся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=