Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 79 плохой дороге , нужно было в телегу впрягать двух лошадей . Судя по всему , это была громоздкая деревянная камера . Стоит отметить , что процесс создания фотографии в начале 1860 х годов был очень сложен . Перед съемкой самим фотографом надо было готовить негативы : обливать пластины особым химическим раствором и закреплять их сулемой . Тоже самое проделывалось с альбуминной бумагой , на которой снимки отпечатывались при дневном освещении . Можно предположить , сколько времени Толстой потратил на освоение всех процессов получения фотографии . Снимок получился весьма удачным : писатель сосредоточен , спрятав в руках , сложенных на коленях , « грушу » фотоаппарата . Эта фотография дает более правильное представление о Толстом периода увлечения яснополянской школой , чем три другие парадные визитки этого же времени , снятые две в Бельгии в фотоателье И . Жерюзе в 1861 году и одна – в 1862 году в Москве у М . Б . Тулинова [1, с . 8]. Любительский снимок , уступая в техничности профессиональному , имеет свои преимущества . Он не параден , более непосредственен , снят в привычной обстановке , без ретуши и т . д . Коллекция фотографий С . А . Толстой уникальна и по количеству снимков ( более тысячи ), и по содержанию , и по значительному отрезку времени ( более 20 лет ), который она охватывает . Её фотографии – это своеобразная летопись последних 20 лет жизни Л . Н . Толстого . Они отражают самые разные события : и важные и будничные , которые в своей совокупности очень интересны и значительны . Интерес вызывает и сама история увлечения Софьи Андреевны техникой фотографии . Она отражает основные вехи развития фотодела . Когда Софье Андреевне было 16 лет , ее отец познакомился с молодым фотографом студентом Кукули , греком по происхождению . Она очень заинтересовалась и с удовольствием брала в уроки и Кукули , которые не только научил ее , но и подарил свой фотоаппарат . « Тогда фотография была сложная , - вспоминала позднее Софья Андреевна ,- Надо было стекло обливать коллодиумом , потом класть в серебряную ванну , укреплять сулемой , сушить , тоже надо было проделывать с альбуминной бумагой . Я все лето странно увлекалась фотографией … Сняла несколько портретов … и бросила это занятие , потому , что начала писать свою первую повесть » [7]. В конце 80 х годов С . А . Толстая вернулась к занятиям фотографией , а вернее , заново освоила новый аппарат и технологию фотографирования . Это было время начала интенсивного развития отечественной любительской фотографии , когда на смену сложному макроколлоидному способу получения изображения пришел более простой – сухой на броможелатиновых пластинах . С . А . Толстая фотографировала дорожной камерой при дневном освещении , не пользуясь дополнительными источниками света . Чаще она заранее устанавливала свой аппарат на штатив в одной из светлых комнат дома или на освещенную площадку в парке , а потом просила фотографируемых занять места перед объективом . Отсюда некоторая статичность и повторяемость композиции на ее снимках .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=