Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 78 помогает нам понять мир писателя . Но старая фотография – не только документ , это еще и искусство . И в этом мы каждый раз убеждаемся , пересматривая альбомы и книги с фоторепортажами Толстого , сделанными его женой Софьей Андреевной , В . Г . Чертковым , С . Л . Левицким , М . М . Пановым , П . И . Бирюковым , неизвестными фотографами фирмы « Шерер , Набольц и Ко »[12, с . 3]. Еще в 1851 году , делая свои первые шаги в развитии , она была признана одним из видов искусства фактом присуждения золотой медали С . Л . Левицкому за дагерротипные портреты , представленные им на Международной фотографической выставке . А в 1856 году Левицкий снял первую на бумаге фотографию Толстого , ставшую , по словам Ивана Бунина , одним из самых замечательных портретов писателя . Таким образом , еще задолго до появления моментальной съемки , которая тоже появилась « во времена Толстого », фотография , несмотря на слабую техническую оснащенность , уже могла подняться на ступень искусства . Принимая у себя фотографов , иногда даже неохотно , уступая просьбе близких , Лев Николаевич , благодаря своей пытливости , беседовал с ними . И , нередко , разговор касался самой техники и характера съемки . И собеседники охотно удовлетворяли этот интерес . Автор одного из самых значимых , по мнению Бунина , портретов Толстого 1856 года Сергей Львович Левицкий – « отец » русской фотографии . Брат известного художника Р . Л . Левицкого , двоюродный брат А . И . Герцена , друг русских литераторов , С . А . Левицкий внес большой вклад в развитие фотодела – он изобрел первую в истории фотографии камеру со складывающимся мехом . Одним из первых в России стал снимать при электрическом освещении и первым применил вспышку магния . Фотограф - реалист Левицкий неоднократно высказывался в печати против ретуши , которая препятствовала развитию художественного портрета , так как по мнению мастера , сглаживала все то , что составляло жизненную правду . И это как раз подкупало Толстого , который жизненную правду , какая бы она не была , ставил на первое место . Как эксперт фотографических выставок он выступал против присуждения наград фотографам , прибегавшим к ретуши . Из благоволения Левицкому , по инициативе Льва Николаевича в 1856 году была снята известная группа : Толстой в кругу писателей – сотрудников журнала « Современник ». Однажды , много лет спустя , в 1905 году Софья Андреевна разложила в гостиной на столе фотографии , Висевшие в « старой библиотеке » яснополянского дома . Среди них была и группа « Современника ». Толстой сказал о ней : « Это мои настоящие приятели »[4, с . 427], - и просил повесить фотографию у себя в кабинете . Дорогой Толстому снимок и сейчас можно видеть над письменным столом писателя . Интересным представляется тот факт , что первый любительский портрет Толстого снят им самим в 1862 году . К сожалению , фотоаппарат , которым был сделан снимок , просуществовал в Ясной Поляне недолго . Он был одолжен Толстым одному из учителей яснополянской школы и , чтобы увезти его по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=