Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 77 УДК 72.09 Федосова Е . П . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .: (4872) 35-74-37; e-mail: phileo@tspu.tula.ru ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ В статье рассматривается отношение Л . Н . Толстого к фотоискусству . Показывается , что в фотографиях выражается отдельная и очень важная сторона жизни и творчество великого писателя и философа , которая помогает понять этого человека , сложность и противоречивость его характера . Ключевые слова : Толстой , искусство , наука , фотография , фотохроника . Толстой , по воспоминаниям современников , живо интересовался искусством , был в курсе многих научных достижений . В Ясной Поляне и доме в Москве часто гостили писатели , поэты , художники , композиторы , скульпторы . Они беседовали со Львом Николаевичем , отмечая его глубокие познания в искусстве . Несмотря на огромную занятость Толстой 6 февраля 1896 года присутствовал в Московском Университете на лекции ученого , доцента математического университета П . В . Преображенского о рентгеновских лучах . А через два года Павел Васильевич прочитал в московском доме Толстых лекцию о световых и цветовых иллюзиях . И это не единственный пример заинтересованности Толстого развивающимися технологиями . Об этом красноречиво свидетельствуют воспоминания близких писателю людей , дневниковые записи и , главное , бесчисленные фотографии . Фотография и Толстой – отдельная и очень важная сторона жизни и творчество великого писателя и философа , которая помогает понять этого человека , сложность и противоречивость его характера . Видные художники И . Н . Крамской , Н . Н . Ге , И . Е . Репин , Л . О . Пастернак , М . В . Нестеров , В . Н . Мешков создали многоликий и глубокий образ Толстого в живописи и графике . Но именно фотографии сохранили для нас многие подробности жизни и облика писателя , которые не в состоянии удержать глаз художника или , которые мешали ему , говоря словами Достоевского , выразить « главную мысль лица ». Творчество художника , даже самого великого , как правило , субъективно : он что - то опускает , а что - то подчеркивает , утрирует . Зафиксированные же фотографией реальные детали , которыми может и вправе пренебречь художник , приобретают особенную мемориально - историческую ценность , если они касаются такой личности , как Толстой . Недаром художники и скульпторы использовали его фотографии как , по выражению И . Е . Репина , « незаменимые протоколы натуры », сверяя по ним свое впечатление . Не будь фотографий , мы не смогли бы составить такое широкое , конкретное и достоверное зрительное представление о той обстановке , которая окружала Толстого . Мы не увидели бы Ясную Поляну такой , какой видел ее Толстой , не увидели бы многих его близких и дорогих лиц и мест . Все это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=