Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 75 во время которых они видели хозяев , было еще двадцать два часа в сутки , во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома » [4]. В этот особняк приезжает Наташа с отцом после помолвки с князем Андреем . О « величественно - приятном » чувстве вовсе не идет речь – Ростовы испытывают страх . Эмоциональное состояние героев окрашивает все окружающее в негативный тон (« Они подъехали к старому , мрачному дому на Вздвиженке …»); мир психического переплетается с миром вещным . Надежды Ахросимовой на обаяние и жизненность Наташи не оправдываются : слишком разные миры сталкиваются в этом доме . По определению П . Громова , возникает стык « цивилизации » и « природности ». Как лысогорский терем оказался слишком высок для вульгарных Курагиных , так и особняк на Вздвиженке неприступен для естественных Ростовых . Л . Н . Толстому важно было сопоставить усадьбы Ростовых и Болконских – Отрадное и Лысые Горы , особняк на Поварской и Вздвиженке -, поскольку за ними он видел две жизненные позиции , два мировосприятия , две разные культуры : старое барство , идущее из XV І II в ., и семейство , принадлежащее , по определению Достоевского , к « средне высшему кругу ». Полная независимость по отношению к гражданским властям , рациональное устройство быта , педантический режим воспитания , суровость личных отношений , неугомонная деятельность , почти придворный этикет с выходами и приемами , патриотизм суворовской школы , максимальное соответствие великому аристократическому роду – такова атмосфера усадебной жизни Болконских . Однако в образной системе Толстого возможность разума без стихии чувств ставится под сомнение . Тем не менее , говорить о том , что Л . Н . Толстой решительным образом отвергает жизненный уклад Лысых Гор нельзя . В доме человек не просто живет , а спасает душу молитвой , поэтому в Лысых Горах находится место для сакрального пространства ( комната княжны Марьи ), растит детей ( Николенька Болконский ). И наконец , это этическое пространство – место , где осуществляется истинная любовь членов семьи друг к другу , к своей усадьбе , к Родине . Кроме того , во многом Лысые горы напоминают Ясную Поляну . Вот как усадьба Болконских выглядит в романе : перед въездом в усадьбу большой пруд , у въезда каменные ворота , к большому трехэтажному дому ведет аллея „ прешпект ”, парк с оранжереей , подле дома в парке липовые аллеи , „ составляющие квадрат и звезду ”, недалеко от дома дубово - березовая роща со старым дубом . Сходство с Ясной Поляной очевидно [4]. Подводя итог , мы можем с полной уверенностью сказать , что дворянская усадьба в художественном сознании Л . Н . Толстого – не просто хронотоп , это сложный , динамичный и , более того , антропоморфный образ . Л . Н . Толстой создает на страницах эпопеи прекрасный образ усадьбы , так что « Война и мир » является своеобразным гимном усадебной культуры .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=