Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 73 В конце XVI І I в . под влиянием западноевропейских традиций складывается в России понятие усадьбы -« замка », которое « подразумевает не обязательно конкретный характер архитектуры , хотя здание иногда и строится в формах готики , но прежде всего особую форму бытования в нем » [5, с . 39], отличающуюся от атмосферы патриархальной русской усадьбы замкнутым течением жизни , малым , избранным кругом общения . Именно такой предстает перед читателем усадьба Болконских . Лысые Горы не раз появляются в романе . В каждом эпизоде жизнь в усадьбе раскрывается в новом аспекте , поворачивается новой своеобразной чертой . Однако эти новые черты всегда оказываются разработкой тех общих особенностей бытового уклада , которые определились с самого начала романа . Лысые Горы – это маленькое , но независимое государство , где жизнь искусственно остановлена и игнорируются все происходящие во внешнем мире изменения . Подлинной жизнью , историей и современностью для Болконского является только время его собственной активной общественной деятельности – вторая половина XVI І I в . Лысые Горы превращены в чудом сохранившийся уголок прошлого . Е . Н . Евангулова отмечает , что «… чувство памяти – одно из самых сильных в спектре эмоций , которое дано испытать в усадьбе » [5, с . 121]. Мемориальная тенденция усадебной культуры прослеживается в архитектуре , пластике , живописи . Самый распространенный способ увековечивания – создание живописных портретов представителей рода . « Увековечивая свой род , владелец сообщает ему значение , выходящее за пределы одной семьи <…>. Желающий вписать собственную персону в семейный ряд и обеспечить себе достойное место в глазах потомков обязан быть на высоте положения . Это наглядный пример для детей , для женихов и невест , призванных дать новую ветвь древу , утешение для стариков , которые видят , что не останутся забытыми » [5, с . 142] Фамильная гордость – как « эмоциональная доминанта » образа Болконских – выявляется через психологическое осмысление всех деталей интерьера лысогорского дома . За предметами , окружающими князя , закреплен постоянный признак « громадный ». Так , князь Андрей , находясь в « громадно - высокой , как и все комнаты в доме , столовой , рассматривает огромную , новую для него , золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских , висевшую напротив такой же громадной рамы с <…> изображением владетельного князя в короне » [4]. Однако для Л . Н . Толстого , принадлежавшего к знатному роду по линии матери , такое стремление увековечить свой род – скорее проявление слабости : « Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево , покачивая головой , и посмеивался <…> - У каждого своя ахиллесова пятка . <…> С его огромным умом поддаваться этой мелочности !» [4]. Отношения внутри усадебного круга складывались по - разному и подчас были весьма противоречивы . Тем не менее , все население усадьбы представляет сплоченный коллектив , способный оценить себя таковым в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=