Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 72 уныние в осенние дожди , в сон в пору зимних метелей и снегопадов , словом , ни на минуту , в любое время года и суток , не оставляет человека наедине » [5, с . 102]. Для Л . Н . Толстого важна « мера природности » Ростовых . Ростовы импульсивны , имеют развитую интуицию , открыты для мира и счастья , потому что среда , воспитавшая их , - живописные пейзажи Отрадного . Вдалеке от городской суеты , на лоне природы хозяева усадеб предавались невинным удовольствиям , домашним радостям . Одним из увлечений усадебного барства была псовая охота . Как известно , Л . Н . Толстой был страстным охотником , из воспоминаний Т . А . Кузминской : « Наступали осенние дни с теплым , мелким дождем . Льва Николаевича тянуло на охоту . Решали , куда ехать ; отдавались приказания на счет лошадей и собак ; дали знать в Телятинки Бибикову , печному нашему спутнику , куда поедем . Все по делалось серьезно , степенно , и я чувствовала всю значительность этих сборов и понимала , что охота — вещь серьезная » [7]. Это дало возможность Л . Н . Толстому создать незабываемые картины охоты в романе « Война и мир ». Эпизод охоты не раз привлекал внимание критиков . С . Г . Бочаров отмечает перекличку поведения людей на охоте с поведением их на войне , но на войне « не по правилам », « а дубиной ». По его наблюдению , самые острые перипетии ростовской охоты суть « в миниатюре прообраз ситуации 12 года » [8, с . 366]. П . Громов дифференцирует героев сцены по степени их духовной самоотдачи охоте : « Ростовы , конечно , в чем - то ниже , чем Данило и даже дядюшка . Но они и выше : они уже дошли до цивилизации , и в этом их преимущество ». В своей « непосредственности » они сохраняют связь с « природностью » [9, с . 288]. Можно приводить еще много суждений , но предельно ясно то , что псовая охота у Толстого – это не только симпатичная черта патриархального поместного быта , одно из самых дорогих сердцу занятий , но и средство подчеркнуть близость его любимых героев состоянию « естественного человека », народному началу . Большое значение для характеристики усадебной жизни Ростовых имеет и картина святочных катаний . Как заметил В . Камянов , родилось святочное веселье среди дворовых , которые первыми почувствовали « потребность какого - нибудь ознаменования этого времени », этому чувству предстояло прорвать пелену поэтической меланхолии , царившей в диванной , и даже общую атмосферу невеселья дома Ростовых , связанную с тоской Наташи и грозящим разорением . Праздник врывается , опрокинув все заслоны , появились « наряженные дворовые , медведи , турки , трактирщики , барыни , страшные и смешные ,<…> начались песни , пляски , хороводы …» Огонек святочного веселья пробегает по цепочке : дворовые – Петя – Наташа , затем все больше усиливается [6, с . 180]. Это единение с народом , способность « заражаться » их весельем помогает Ростовым вновь ощутить радость бытия в полной мере . Таким образом , патриархальная усадебная жизнь , не развившаяся до противоречий буржуазной цивилизации , дается Толстым во всех ее преимуществах .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=