Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 71 писателя важно было не столько описать пространство усадьбы как места действия , сколько передать особую атмосферу усадебной жизни Ростовых . С этой целью Л . Н . Толстой закрепляет за родовым гнездом этой семьи определенные сопутствующие мотивы . Во - первых , это мотивы детства и света . Светлым домом и детским миром называет Толстой усадьбу Ростовых . Во - вторых , это атмосфера влюбленности , также свойственная дому Ростовых на протяжении всего романа . « Никогда в доме Ростовых любовный воздух , атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой , как в эти дни праздников . « Лови минуты счастья , заставляй себя любить , влюбляйся сам ! Только это одно и есть настоящее на свете – остальное все вздор . И этим одним мы здесь только и заняты », - говорила эта атмосфера » [4]. И конечно же , это страстная любовь Ростовых к музыке и танцу . « Музыкальность усадебной жизни » Ростовых возникает уже в первых главах ( танец Ильи Андреевича и Марьи Дмитриевны ), достигает своего апогея в отрадненских сценах ( танец Наташи ). Суета городской жизни с балами и маскарадами , приемами , театральными представлениями и торжественными обедами утомляла , и поместному дворянству хотелось уединения в сельской усадьбе . В противоположность городу , « очень ненадежному месту », сельскую усадьбу – « свое пристанище », « где я свил себе гнездо и приготовил всевозможные удовольствия по моим склонностям » - окружал ореол душевного и физического благоденствия , устойчивого бытования , безопасности в самом широком смысле слова »[5, с . 63]. В романе « Война и мир » такое надежное , безопасное пространство - Отрадное . « Вокруг отрадненского очага словно уплотнился сам мир старопоместных традиций и доверчиво коротает часы , оставленные до грозного потрясения » [6, с . 178]. В усадебных зарисовках легко угадывается горячо любимая Л . Н . Толстым Ясная Поляна . Это Большой дом , из окна которого Андрею открывается удивительный вид , подъезд к дому , напоминающий « прешпект », засеки , дубы Чепыжа . Можно без преувеличения отметить особую поэтичность пейзажей Отрадного : «- Нет , ты посмотри , что за луна !.. Ах , какая прелесть ! Ты поди сюда . Душенька , голубушка , поди сюда . Ну , видишь ? Так бы вот села на корточки , вот так , подхватила себя бы под коленки , - туже , как можно туже - натужиться надо . Вот так !» « Он отворил окно . Ночь была свежая и неподвижно - светлая . Перед самым окном был ряд подстриженных дерев , черных с одной и серебристо - освещенных с другой стороны . Под деревами была какая - то сочная , мокрая , кудрявая растительность с серебристыми кое - где листьями и стеблями » [4]. Первозданная русская природа или « парковая – « одомашненная » окружает владельцев усадьбы повсюду : в полях и лугах , в парке , в теплицах и оранжереях . « Природа волнует своей близостью – радует и огорчает , пробуждает по утрам и весной , обогревает в летний полдень , погружает в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=