Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 7 Совокупность грехов , согласно учению Толстого , - зло , в его онтологическом и этическом смыслах . Зло конкретизируется в понятии греха . В узком же смысле грех понимается как « потворство телесным похотям »; соблазн - как « ложное представление человека о своем отношении к миру », а суеверие - как « принятое на веру ложное учение » [9]. Соотношение между грехами , соблазнами и суевериями [10] Толстой сформулировал следующим образом : « От тела - грехи , от мнения людей - соблазны , от недоверия к своему разуму – суеверия » [11]. Следовательно , существующее зло есть то , что создано самим человеком . Зло не онтологично по своей природе , оно персонифицировано непосредственно в грехах , то есть в поступках и что более важно , в мыслях , которые мотивируют поступки . В романе « Воскресение » Толстой высвечивает этапы развития греха : зарождение – развитие – искоренение , показывает их внутреннюю и внешнюю мотивацию : трансформацию греха в социальное зло , сложное переплетение родовых , социальных , семейных личных грехов , которые искажают судьбы , изменяют души , уничтожают и совершенствуют человека . Нехлюдов всю свою сознательную жизнь прожил , ориентируясь на иллюзию добра , доверяясь « общественному суеверию жизни », основанного на привычках и правилах повседневности людей его круга . Будучи молодым юношей , он считал « своим настоящим я духовное существо », поэтому мир представлялся ему божественной тайной , природа , женщина – поэтической загадкой … Именно в это время возникает первое чисто чувство к Катюше . Однако перемена , которая произошла с ним , превратила поэтического чистого юношу в « развращенного эгоиста , любящего только свое наслаждение ». Это произошло вследствие того , что Нехлюдов « перестал верить себе и стал верить другим . Перестал же он верить себе , а стал верить другим <…>, потому , что жить , веря себе , было очень трудно : веря себе всякий вопрос надо решать не пользу своего животного я , ищущего легких радостей , а , почти всегда , против него ; веря же другим , решать нечего было , все уже было решено , и решено всегда против духовного в пользу животного я . Мало того , веря себе , он всегда подвергался осуждению других , - веря другим , он получал одобрение людей , окружающих его » [12]. Это состояние жизни определяется в романе как « хроническое сумашествие эгоизма », именно оно мотивирует поступки и мысли героя , которые препятствуют любви и , как следствие , противоречат нравственности . Толстой показывает , как , казалось бы , простая банальная интрижка с горничной , перерастает в масштабное предательство не только близкого и любимого когда - то человека , но и в предательство самого себя ; ведь и Нехлюдов , и Катюша Маслова после рокового сближения и гибели их общего ребенка , смерть которого в определенном смысле символична , потеряли свое духовное достоинство : то поэтическое , светлое и чистое , что составляло квинтэссенцию души . Эта душевная особенность высвечивается в любви : « В любви между мужчиной и женщиной бывает всегда одна минута , когда любовь эта доходит до своего зенита , когда нет в ней ничего сознательного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=