Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(11). 2014

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (11), октябрь 2014 г . 69 УДК . 821.161.1 Сафонова Т . В . ( ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) Тел .:8-960-617-87-49, e-mail: safonova76@mail.ru Усадебная культура в художественном сознании Л.Н.Толстого В статье рассматривается проблема отражения усадебной культуры в художественном сознании Л . Н . Толстого , анализируется специфика изображения дворянской усадьбы в романе - эпопее « Война и мир » и предпринимается попытка определения роли образа усадьбы в выражении философско - этических и эстетических взглядов Л . Н . Толстого . Ключевые слова : Усадебная культура , дворянская усадьба , « Война и мир ». Русская дворянская усадьба – уникальное явление в отечественном наследии . Начав свою историю с конца XVI века как автономный хозяйственный комплекс , дворянская усадьба постепенно становится центром большой социально - экономической и культурной значимости . Вместе с будничными занятиями особое место в усадебной жизни занимают наука и искусство . Хозяева собирают библиотеки , картинные галереи , устраивают музыкальные и литературные вечера , театрализованные представления , организуют школы , разбивают сады , занимаются коллекционированием отечественных достопримечательностей , увековечивают свой род в скульптуре и живописи , занимаются физикой , химией , математикой и геологией . Масштабность и взаимосвязанность интеллектуальных , духовно - нравственных , практических аспектов усадебной жизни все чаще заставляет исследователей говорить об особом типе усадебной культуры и более того о « своеобразной модели мира », нашедшей отражение прежде всего в русской литературе [1; 2]. К усадебной теме обращаются А . С . Пушкин , Н . В . Гоголь , М . Е . Салтыков - Щедрин , И . А . Гончаров , И . С . Тургенев , И . А . Бунин . Образ дворянской усадьбы в художественном сознании Л . Н . Толстого становится своеобразным идейным фокусом , вмещающем представления писателя о человеке , семье , настоящем доме и мире . Показательным в этом отношении может стать анализ усадебного текста эпопеи « Война и мир ». На страницах романа Л . Н . Толстой воссоздает пространство и атмосферу ряда усадеб – это поместья Ростовых и их дядюшки , родовое гнездо Болконских , городские особняки Ахросимовой , Безухова , Шерер , Курагиных . И даже неискушенному читателю понятно , что все симпатии автора на стороне благородно - наивной семьи Ростовых , в укладе жизни которых отразились типичные черты патриархального усадебного барства того времени . В конце XVI І I – начале X І X вв . сложился тип городской усадьбы , состоявшей из дома - особняка , « служб » и двора или небольшого сада . Впервые мы открываем двери особняка Ростовых в день именин Наташи и ее матери , Натальи Ильиничны , в Натальин день . Действие разворачивается в усадьбе на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=